К Международному дню театра на нашем телевидении немало замечательных проектов, начиная от цикла Анатолия Смелянского "Сквозное действие" ("Культура") до программы "Таланты и поклонники", посвященной Олегу Табакову и его "Табакерке" (ТВ Центр). Однако один документальный сериал, рассказывающий о великолепной, в первую очередь театральной, актрисе, хочется выделить особо. Фильм "Людмила Максакова. Уроки мастерства" - это монолог народной артистки России о своей семье и детстве, о нелегком пути и становлении в профессии, о своих учителях, об уроках, которые ей давали великие современники. Она дружила и продолжает дружить с огромным количеством людей и про каждого хранит в памяти удивительную историю. "Что украшает нашу жизнь, если мы вдумаемся? Что составляет главное богатство и главную радость человека? Это встреча с людьми, кому как повезет. И в этом смысле, безусловно, я счастливый человек, и вот это везение не от меня зависело, оно приходило само собой", - говорит Максакова.
Актриса родилась и выросла в том месте старой Москвы, где в советские времена жил весь цвет творческой интеллигенции, в доме, населенном выдающимися деятелями эпохи, в семье знаменитой оперной певицы Марии Петровны Максаковой. Но путь Людмилы Максаковой в профессию складывался не так уж и гладко, как могло бы показаться на первый взгляд. Учеба в Щукинском училище давалась ей непросто, особенно когда начались поиски образа. "Тут уж я здорово испугалась - теряю себя, профессию, погибаю... Сомнения, раздумья - этого было больше, чем звезд на небе. У меня начались сомнения, есть у меня талант или нет... Но в конечном итоге я все-таки поняла, что театр - это искусство преодоления, надо преодолевать и робость, и застенчивость. Играть надо смело!" И этому пониманию, помимо своего главного наставника, Рубена Николаевича Симонова, который позвал ее в свой театр и доверил ей, студентке IV курса, главную роль в спектакле "Живой труп", актриса считает себя обязанной своей маме. Людмила Максакова рассказывает о том, как Мария Петровна, видя ее переживания, метания, старалась помочь. Это было непросто, ведь оперное искусство, которым она владела, отличается от драматического. И поскольку мать и дочь не всегда друг друга понимали, Мария Петровна делала дочери внушения письменно. Людмиле Максаковой удалось разгадать секрет актерской профессии. Поэтому ей, теперь уже народной артистке России, подвластны любые роли - княжны Адельмы в "Принцессе Турандот" и Маши в "Живом трупе", Анны Карениной и пушкинской старухи в "Пиковой даме", Раневской в "Вишневом саде" и Анны Андреевны в "Ревизоре". "Великий артист существует на уровне мировоззрения, эпохи и судьбы. Если он владеет великим искусством стать другим, оставаясь самим собой, то перед вами настоящий большой артист, потому что актер, который повторяет самого себя, никому не интересен..." - эти слова выдающейся актрисы в полной мере можно отнести и к ее творчеству...