Год назад в проблемном регионе страны сменилось руководство, и давайте попробуем проанализировать, что было сделано за этот период. На старте были обозначены приоритетные задачи: рост экономики, масштабная реализация хозяйственных проектов, развитие транспортной инфраструктуры. Насколько удалось команде нового главы региона Владимира Миклушевского с ними справиться и выполнить свои обещания?
До того, как стать губернатором, Владимир Миклушевский занимал должность ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Эксперты отмечают, что на этом посту он проявил себя как грамотный менеджер - по его инициативе были эффективно объединены 4 крупнейших региональных ВУЗа, создана серьезная научная база... Однако многие сомневались, сумеет ли бывший ректор управлять таким сложным регионом?
По мнению ряда экспертов, Миклушевский, будучи управленцем новой формации, взял курс на современный стиль управления, отличительными чертами которого стала максимальная информационная открытость власти, а также поощрение гражданской активности. Эти новации принесли свои плоды: по данным Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), в феврале текущего года доля жителей края, позитивно оценивающих жизненные обстоятельства, составляла 60,5%. При этом резко пессимистично были настроены только 8% респондентов.
Руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев оценивает тенденцию как положительную: "Поток плохих новостей из Приморья прекратился, социологические исследования показывают рост рейтинга губернатора, публичных внутриэлитных конфликтов нет".
Решить за один год все накопившиеся проблемы региона, конечно, практически невозможно. Однако наметившийся позитивный вектор подтверждают следующие показатели: рост ВРП Приморского края в 2012 году составил 105,1%, что в полтора раза выше, чем в среднем по стране, а средняя зарплата в регионе выросла на 112,4%. Одновременно сократился и уровень безработицы, сегодня ее показатели фактически укладываются в статистическую погрешность и составляют всего 2% или 18 тысяч человек.
Это связано в первую очередь с тем, что в регионе реализуются и крупные промышленные проекты. В прошлом году, например, завершилось строительство нефтепровода ВСТО-2, с начала эксплуатации которого уже было транспортировано около 76 млн тонн нефти. В будущем планируется возведение в крае крупного нефтехимического предприятия, завода по сжижению газа. Главным инвестором этого проекта выступает ОАО "Газпром".
"Надо понимать, что задача любого губернатора - это осуществление каких-то крупных проектов, - подтверждает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - В регионе также реализуется программа развития гражданской авиации. Кроме того, именно Владивосток с его портом должен в скором времени стать одним из ключевых портов для активного использования Северного морского пути. Работа ведется, и ведется хорошо". Интересно заметить, что Приморский край на сегодняшний день оказался в числе регионов-лидеров по развитию авиационного сообщения. "Власти субсидируют региональную авиацию, поддерживают самих перевозчиков. Как итог - мобилизация рынка и увеличение количества игроков", - добавляет аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин.
Некоторые программы развития запущены с долгосрочной перспективой, и ожидать от них сиюминутных результатов, конечно, не стоит. "В Приморье с каждым месяцем все активнее развивается машиностроительный сектор. Рассматривается вариант создания крупного производственного кластера в тесном взаимодействии с японскими корпорациями. Проект стартовал буквально в середине февраля. В перспективе он позволит принести в регион очень хорошие деньги", - рассказывает Маркин.
Наряду с критикой объективные достижения в регионе признают и в политологическом сообществе. На днях фонд "Петербургская политика" представил очередной рейтинг "Политической выживаемости губернаторов", в котором глава Приморского края получил твердую четверку по пятибалльной шкале. "Я думаю, что в целом это неплохая оценка, потому что Приморье - это территория всегда достаточно конкурентная, по-своему привлекательная, откуда приходит много и хороших, и плохих новостей. Поэтому я думаю, что это нормальная оценка", - комментирует рейтинг директор фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Конечно, в Приморье до сих пор остается еще много нерешенных задач и сказать, что все обещания выполнены на 100%, нельзя. Но ключевое значение имеет тот факт, что теперь власти региона занимаются политикой реальных дел, а не популистскими заявлениями. "Территория проблемная, кто бы спорил. Вопрос в том, считают ли губернатора виновником этих проблем или нет? В этом смысле Миклушевскому везет - не считают. Все видят, что губернатор старается. Это и тема борьбы с коррупцией, и улучшение инвестиционного климата, и административная реформа. А скорых результатов никто и не ждал. Эффект не сбывшихся ожиданий еще не наступал, да и подвижки действительно есть", - резюмирует Константин Калачев.