- Темпы роста данного направления остаются довольно высокими, и это связано в первую очередь с расширением продуктовой линейки страховщиков, а также с увеличением каналов продаж страховых продуктов, - говорит Ирина Игнаткина, начальник управления депозитных, комиссионных и страховых продуктов Промсвязьбанка.
- Банкострахование в РФ за последнее время сделало достаточно серьезные шаги в развитии, как в целом по продуктовому наполнению для клиентов, так и с точки зрения расширения географии продаж, все большее количество банков предлагает данные продукты, при этом технологии продаж и оформления постоянно совершенствуются, - продолжает Александр Смелов, руководитель центра комиссионных продуктов Бинбанка. - Безусловно, в первую очередь в продуктовом ряде банка появляются так называемые "связанные" продукты, которые дополняют банковские и являются как необходимыми (например, страхование недвижимости при ипотеке), так и добровольными. Но затем наполнение расширяется, и не секрет, что в банках для продажи появляются "коробочные" страховые продукты, простые в оформлении, с хорошим комиссионным вознаграждением для банка.
В абсолютном выражении больше выросли продажи розничных продуктов, считает Станислав Чернятович, вице-президент СГ "АльфаСтрахование". Он оценивает рост на уровне 25-26%. А вот в корпоративном секторе динамика более умеренная, в первую очередь за счет небольшого роста кредитных портфелей банков.
- По итогам 2012 года объем страхования имущества юридических лиц через банки снизился. Назвать точную цифру сложно, но, по экспертным оценкам, в первом полугодии 2012 года падение составило около 35%. Причина - увеличение доли беззалогового кредитования, а также общее снижение тарифов ввиду демпинга со стороны целого ряда страховых компаний, - отмечает зампред правления страховой компании "Согаз" Дамир Аксянов. - Но сегмент для страховщиков пока еще рентабелен.
Тормозит развитие банкострахования в РФ небольшое количество страховых компаний, которые готовы качественно работать с этим сегментом, а также достаточно жесткий контроль регуляторов на фоне высокой инертности российских банков во внедрении новых продуктов, полагает Станислав Чернятович. В частности, ФАС выступает за снижение страховой нагрузки на ипотечных заемщиков, однако это приводит в итоге к удорожанию самих кредитов и неблагоприятным социальным последствиям в случае смерти застрахованных лиц.
Параллельно в два раза вырос за год уровень недоверия к услугам банкострахования, свидетельствует опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Доля сторонников обязательного приобретения полиса вместе с банковской услугой сократилась на 9%, а количество противников увеличилось до 56% с 28%. Сторонников обязательного страхования при оформлении кредита традиционно больше среди заемщиков, оформивших в банке большие суммы и на длительный срок. Причины очевидны: обязательства по долгосрочным кредитам и риски, связанные с невыплатой такого кредита, воспринимаются россиянами наиболее ответственно.
- Одним из факторов отсутствия бурного роста рынка банкострахования можно назвать финансовую, а точнее, страховую неграмотность населения России, которое еще не в полной мере смогло осознать важность наличия страхового покрытия, в отличие от жителей Европы или Азии, где на одного человека приходится по несколько страховых продуктов, - подытоживает Ирина Игнаткина.