25.03.2013 23:40
    Поделиться

    Инновационные проекты составляют всего 3 процента на рынке кредитования

    Финансирование инновационных проектов в сегменте малого бизнеса для банков пока малопривлекательно. Рынок кредитования таких проектов сейчас не превышает 3-3,5% рынка долгосрочных кредитов на инвестиционные цели в производственном секторе (не более 75-80 млрд рублей). С чем это связано? Прежде всего с высокими рисками кредитования таких проектов, их длительным периодом окупаемости и низкой доходностью на первых порах. Объемы государственной поддержки также пока незначительны. По данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства, объем средств, направленных из федерального бюджета на поддержку инноваций, в 2012 году составил 745,4 млн руб., из них в форме субсидий - 608,8 млн руб., в форме грантов - 119,3 млн руб. Мы видим свою задачу в том, чтобы сформировать "критический объем" рынка кредитного финансирования инновационных МСП, достаточный для выхода его на траекторию устойчивого самовоспроизводящегося развития, а также дать ориентиры для остальных участников рынка.

    Сегодня объем средств, доведенных до МСП, составляет 82,9 млрд руб., в том числе 4 млрд руб. непосредственно на инновации. Это пока еще, разумеется, мало. Но эта работа привлечет на этот рынок новых участников - покажет им принципиальную возможность такого бизнеса и его прибыльность. Здесь, конечно же, нельзя обойти вниманием основные риски кредитования таких проектов. Инновационный проект - нечто совершенно новое, следовательно, вероятность его успеха на рынке оценить непросто, ситуация осложняется отсутствием четко разработанных методик диагностирования рисков. Существуют риски низкой доходности, невозвратности или нецелевого использования средств. Банк отказывает клиенту, потому что не понимает самого проекта - всегда есть желание направить средства на самые простые и понятные для банка проекты. Кроме того, привлечение денег в инновационный проект сильно зависит и от отрасли применения планируемого результата. Какие-то отрасли более понятны финансистам, какие-то являются очень сложными в оценке и, как следствие, более рискованными. Ведь ключевой вопрос для инвестора или кредитора - это соотношение прибыльности и рисков предлагаемого к финансированию проекта.

    Попробуем представить две заявки, которые поступают в банк - одна из IT-сектора с предложением проекта по разработке автоматизированной системы для предприятий, у которой пока нет аналога. Вторая заявка - от фармацевтической компании, которая просит средства на разработку нового лекарства. Разумеется, банкирам проще предсказать риски проекта в относительно понятной им IT-отрасли, и они при прочих равных условиях предпочтут именно этот проект.

    Отсюда мы выходим на глобальный вопрос - как сделать инновационные проекты привлекательными для банков? Если речь о начинающих предприятиях, то они, как правило, из заемных источников пользуются услугами венчурных фондов, бизнес-ангелов, т.е. пускают инвесторов в свой капитал. Окрепшие предприятия уже могут реализовывать отдельные проекты с привлечением банковских кредитов. Но в ряде случаев банки не в состоянии адекватно оценить риски, не понеся при этом высоких издержек. Чтобы банк заинтересовался в финансировании проекта, у него должно быть удачное соотношение между рисками и прибыльностью. Остальные нюансы банкиров по объективным причинам интересуют мало - это вполне понятный и здоровый прагматизм.

    Привлечение денег в инновационный проект сильно зависит и от отрасли применения планируемого результата. Какие-то отрасли более понятны финансистам, какие-то являются очень сложными в оценке

    Из этой формулы, собственно, и можно вывести условие, необходимое для того, чтобы банк проектом заинтересовался - нужно "упаковать" его таким образом, чтобы белых пятен и неопределенности было как можно меньше, а банк устроила предложенная рентабельность. Сильно повысить шансы на успех может хорошая оценка потенциального рынка, спроса на продукцию, которая планируется к реализации, ну и, разумеется, бизнес-план с детальным анализом потоков издержек и выручки.

    Стоимость объектов интеллектуальной собственности может быть гораздо выше, чем стоимость принадлежащего предприятию имущества - оборудования, сырья, текущих запасов готовой продукции, а в некоторых случаях может быть полностью соизмеримой со стоимостью компании. Но с этим нужно уметь работать. Необходимо сформировать у российских банков понимание, что стратегически наиболее привлекательными клиентами-заемщиками могут быть производственные компании, обладающие собственными уникальными технологиями и методиками. В большинстве развитых стран стоимость компании может определяться стоимостью нематериальных активов, которые все чаще предлагаются в качестве обеспечения выполнения кредитных обязательств. Но в наших условиях возможности такой у банков по сути нет - не принят механизм принятия в качестве залога объекта интеллектуальной собственности. Кредитные организации должны максимально обезопасить риски невозврата. Проработку этого вопроса нужно начинать на законодательном уровне: необходимы изменения в действующее законодательство, а именно в Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. N254-П "Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

    Сегодня основная возможность для снижения рисков при кредитовании МСП для банков - это сотрудничество с региональными гарантийными фондами. Они уже присутствуют почти во всех регионах и предлагают довольно привлекательные условия. Мы активно работаем над механизмом разделения рисков с партнерами. В рамках проектного финансирования это разделение уже есть, но пока это штучные сделки - достаточно крупные и связанные с реализацией уникальных инновационных или модернизационных проектов. В наших ближайших планах реализация проектов с разделением рисков с партнерами посредством предоставления гарантий или синдицированных кредитов, а также прямого финансирования проектов МСП.

    Поделиться