25.03.2013 23:34
    Поделиться

    Мушарраф будет участвовать в выборах президента Пакистана, несмотря на угрозы

    В Пакистане стартовала избирательная кампания перед майскими выборами в парламент, которые обещают стать историческими. Интригу усиливает возвращение в страну экс-президента Первеза Мушаррафа.

    Впервые за историю Пакистана, пережившего три военных переворота, власть в стране должна перейти от одного гражданского правительства к другому. Предвыборная гонка проходит на фоне новых террористических атак и политического хаоса: правительство Пакистанской народной партии и Национальная ассамблея прекратили свои полномочия, а временный кабинет толком еще не заработал.

    Ранее Мушарраф неоднократно заявлял через представителя, что возвращаться в Пакистан не собирается. Но теперь он передумал и обещает пойти на выборы под одним из самых востребованных ныне лозунгов - решительной борьбы с террором. Талибы уже объявили на него охоту, но экс-президента, пережившего три покушения, эти угрозы не останавливают. До сих пор его партия Всепакистанская мусульманская лига не входила в список фаворитов гонки, однако решимость Мушаррафа вернуться в политику может кардинально изменить расклад.

    "Сегодня многие пакистанцы вспоминают о временах его президентства с ностальгией, - рассказал "РГ" член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Если Мушарраф все-таки принял решение принять участие в выборах, значит просчитал возможные шансы на победу. Хотя делать прогнозы преждевременно".

    Пакистанские власти обещали экс-президенту иммунитет от немедленного ареста, но не исключено, что уголовное преследование возобновится. По мнению собеседника "РГ", это только добавит ему очков. "Мушарраф - фигура незаурядная, он по-прежнему пользуется большим авторитетом и сознательно идет на риск, - считает Алексей Малашенко. - Это как раз тот человек, который способен модерировать многие процессы в преддверии вывода войск международной коалиции из Афганистана. В этом смысле его возвращение в Пакистан - событие не только местного значения, но и фактор мировой политики. Заявка серьезная, и это понимают все, кто не хочет, чтобы в стране был бардак".

    Геополитика

    Дело - труба

    Приведет ли "газопровод мира" к разрыву между Вашингтоном и Исламабадом

    ООН впервые обвинила США в нарушении суверенитета Пакистана в ходе налетов беспилотников - аргумент, к которому охотно прибегает само пакистанское правительство, когда нужно надавить на заокеанского союзника. Между тем в американо-пакистанских отношениях, переживающих не лучшие времена, наметилось серьезное обострение. Госдеп США угрожает санкциями Исламабаду, если тот не выйдет из совместного с Ираном проекта по строительству газопровода.

    В Госдепе не скрывали раздражения, его официальный представитель Виктория Нуланд выразила сомнение в том, что дело выгорит. Однако, судя по тому, что на церемонию закладки участка трубы на границе Ирана и Пакистана приехали президенты Махмуд Ахмадинежад и Асиф Али Зардари, обе страны полны решимости запустить "газопровод мира". Тем более что идею удалось реанимировать с таким трудом. Она появилась еще в середине девяностых, главным потребителем иранского голубого топлива должна была стать Индия. Однако в 2008 году Дели вышел из переговоров. В Исламабаде надеются, что поставки газа с месторождений Южного Парса  закроют 20% энергетических потребностей страны, которая задыхается от нехватки ресурсов.

    Иранский участок трубы протяженностью 900 с небольшим километров уже готов, строительство 780-километровой ветки на пакистанской территории планируется завершить до конца 2014 года. Основные расходы по финансированию проекта, стоимость которого оценивается в 7,5 миллиардов долларов, берет на себя  иранская сторона. Пакистану он обойдется в полтора миллиарда, причем треть суммы Тегеран предоставит взаймы.

    Для пакистанцев реализация этого проекта -  вопрос выживания. Для Ирана - диверсификации маршрутов экспорта углеводородов, которые он прекратил поставлять в ЕС с начала года. Впрочем, экономическая выгода тут густо замешана на геополитике. "Для Тегерана принципиально важно продемонстрировать всему миру и, прежде всего, США, что режим санкций несостоятелен и Исламская республика в состоянии их обходить", - рассказал "РГ" ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий сектором Пакистана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Сергей Каменев.

    Участие Исламабада в иранском проекте американцы восприняли как вызов. С тех самых пор, как в 2001 году Джордж Буш-младший объявили охоту на Бен Ладена в афганских горных ущельях, Исламабад считается главным стратегическим союзником американцев в регионе. Чтобы завершить сделку с Тегераном, пакистанскому правительству пришлось выдержать серьезное давление. "Соединенные Штаты так и не смогли предложить пакистанцам реальной альтернативы, - говорит Сергей Каменев. - Идея газопровода TAPI, по которому туркменский газ шел бы через территорию Афганистана в Пакистан и Индию, остается полуфантастической из-за огромных рисков".

    Могут ли США и Пакистана совсем рассориться из-за Ирана - главный вопрос, которым задаются эксперты. Отношения двух союзников переживают затяжной кризис с  2011 года, когда американские спецслужбы уничтожили "террориста номер один" на пакистанской территории. Сверхсекретность операции и обвинения в укрывательстве Бен Ладена вызвали бурю негодования среди как простых пакистанцев, так и местных политиков. Масло в огонь подлил натовский обстрел  блокпоста Салала в ноябре того же года, в результате которого погибли 24 пакистанских пограничника. Сотрудничество двух стран в области безопасности было свернуто. Пакистанские власти закрыли для американцев стратегически важный "южный коридор", через который шел транзит военных грузов в Афганистан (его удалось возобновить только в июле 2012-го), и выдворили из страны сотрудников ЦРУ. Американцы в долгу не остались, "заморозив" финансовую помощь пакистанским военным, от которой они так зависят.

    "Еще полтора-два года назад та и другая сторона открыто называла отношения между собой враждебными, - рассказал "РГ" главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. - Сейчас ситуация несколько лучше, однако эти отношения находятся на крайне низком уровне, это состояние вынужденного партнерства". По мнению экспертов "РГ", дело вряд ли дойдет до окончательного разрыва между Пакистаном и США, а строительство трубопровода в любом случае будет завершено, поскольку это внутреннее дело Исламабада - где брать ресурсы.

    Есть еще один важный фактор. На следующий год намечен вывод иностранных контингентов из Афганистана. Как известно, американцы намерены вовлечь умеренных представителей движения "Талибан" в политический процесс, а без содействия Пакистана им не обойтись. "Контрольный пакет слишком многих процессов в Афганистане находится по ту сторону границы", - говорит Федор Лукьянов.
     

    Поделиться