Значительное влияние на российский страховой рынок в уходящем году оказало ужесточение требований к минимальному размеру уставного капитала. По словам генерального директора СК "Альянс" Хокана Даниелссона, для многих небольших игроков, не имеющих крупных акционеров или не входящих в финансово-промышленные группы, четырехкратное увеличение объема уставного капитала, которое необходимо было сделать в относительно сжатые сроки, стало неразрешимой задачей и вынудило компании, не соответствующие требованиям регулятора, покинуть рынок. На протяжении года компании всеми правдами и неправдами пытались выровнять положение - сливались с коллегами по цеху, отказывались от утяжеляющих уставной капитал лицензий на перестрахование, уходили с рынка или же просто не исполняли требования к капиталу. В итоге ФСФР отозвала более 100 лицензий.
Только 60% владельцев ОПО выполнили требование, по которому страховать особо опасные объекты нужно в обязательном порядке. В этом году введена "вторая очередь" страхования ОПО: к частным страхователям присоединилась группа муниципальных и других бюджетных предприятий из разряда опасных. Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), которое заработало с 1 января 2012 года, принесло страховщикам в лучшем случае 10 млрд руб. страховых взносов за год. А ведь первоначально рынок оценивался чуть ли не в два раза выше. Неожиданно в ходе практической реализации закона всплыли факторы, которые привели к его сжатию. В частности, из списка опасных объектов, подпадающих под действие закона, были исключены некоторые категории. Ряд компаний пошли по пути укрупнения опасных объектов и умудряются из нескольких опасных объектов делать один объект, который страхуется по обязательному страхованию. Некоторым владельцам удавалось передекларировать опасный объект и перевести его в менее опасную группу, для которой страховая сумма значительно ниже, а страховая премия меньше.
Страховщики, а также представители госорганов, вовлеченных в контроль и надзор в сфере ОСОПО, в качестве основной проблемы рынка выделяют его недострахованность.
Основная масса договоров страхования была заключена во втором квартале, поскольку штрафы за отсутствие у владельца опасного объекта страховки стали действовать только с 1 апреля. По итогам первого полугодия страховщики получили страховую премию в размере почти 8 млрд руб., а по итогам девяти месяцев этот показатель вырос лишь на 540 млн руб.
С 1 января 2013 года вступил в силу закон о страховании ответственности перевозчиков. Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), ранее являвшийся профобъединением лишь на рынке обязательного страхования владельцев опасных объектов, теперь отвечает и за новый вид страхования. Отныне около 500 тыс. перевозчиков обязаны купить страховку с лимитом выплат из расчета 2 млн руб. за гибель пассажира. По количеству потенциальных покупателей обязательной страховки - это второй после ОСАГО рынок в стране. В ОПО у страховщиков в теории 350 тыс. клиентов, однако полного охвата страхованием там пока добиться не удалось.
По оценке президента НССО Андрея Юрьева, годовые сборы по страхованию ответственности перевозчиков составят 5-6 млрд руб. Изначально же прогнозы были более оптимистичными. В первой редакции проекта постановления по тарифам, разработанного минфином, ожидаемый объем сборов оценивался в сумму от 12 до 16 млрд руб., на сегодняшний день эксперты оценивают размеры сборов в 5-8 млрд руб.
Новый закон не следует воспринимать как подарок для страхового сообщества, считает гендиректор СГ "Межрегионгарант" Евгений Потапов. Он уверен, что такое страхование будет не слишком лакомым куском для страховщиков. Скорее всего, сложится ситуация, аналогичная ОСАГО: в первые год-два убыточность будет низкой, затем начнет расти и к третьему-четвертому году достигнет своего максимума. Хорошо, если бы этот максимум позволял страховщикам выходить в ноль, а не нести убытки.
"Драки за рынок в любом случае будут, - полагает замглавы "Эксперт РА" Павел Самиев, - даже независимо от того, будет ли он рентабелен сразу или нет. Страховые компании сейчас гонятся прежде всего не за прибылью, а за объемами с прицелом на будущее. Больше шансов у нынешних лидеров по КАСКО и ОСАГО".
Тем временем на рынке ОСАГО тоже не все спокойно. Внесенные в декабре правительством России поправки в закон об ОСАГО горячо обсуждаются не только в Госдуме, но и в обществе. В частности, в законопроекте предусмотрено поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего, со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу, - со 120 тыс. до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Также расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.
Поправки могут кардинально изменить ситуацию на рынке ОСАГО. По словам директора по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрея Антохонова, ситуация с ОСАГО в последнее время значительно осложнилась. Действующая судебная практика значительно повышает уровень выплат за счет всевозможных пени и штрафов, большинство из которых не улучшают финансовое состояние пострадавшего, а идут на обеспечение многочисленных юридических посредников, для которых страховые компании стали источником дохода. Одновременно с этим планируется увеличение страховых сумм, причем весьма значительное. Соответственно, ощутимо возрастут и выплаты по новым страховым суммам, что должно адекватно отразиться на страховых тарифах.
Андрей Антохонов считает, что принятие поправок может привести к полному или частичному уходу страховых компаний из отдельных регионов. Причем некоторые страховщики уже сделали определенные шаги в этом направлении. Для автовладельцев же это означает сужение выбора вплоть до его полного исчезновения, что скажется на качестве оказываемых услуг и увеличит нагрузку на компенсационные фонды РСА. "Для того чтобы избежать негативных последствий, следует актуарно оценить необходимые корректировки страховых тарифов ОСАГО, при этом оценка должна исходить из экономических предпосылок, а не из социально-политических", - отмечает эксперт.
Преобладание обязательных видов страхования в России начало проявляться несколько лет назад. В 2012 году, после введения обязательного страхования ответственности владельцев ОПО, тенденция только укрепилась и продолжится в 2013 году с введением обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами.
Это не развивает творчество, гасит воодушевление клиентов, ставит страхование в один ряд с фискальными инициативами. Страховщики вроде и понимают пожелание минфина развивать добровольные виды страхования, но медлят с ответными инициативами. В новой стратегии ведомства им, к примеру, не хватило плана замены лицензирования некоторых видов деятельности на ближайший период вмененными видами страхования. Когда-то планировалось, что таких видов вмененного страхования после отмены лицензирования окажется несколько десятков. Пока самым ярким вмененным видом следует считать страхование ответственности строителей, которое, к сожалению, зачастую продается вместе с допуском на рынок без всяких проверок кандидатов на соответствие требованиям. Модель оказалась неудачной в реализации, во многом дискредитировала саму идею подобного страхования.
За последние годы сами страховщики не создали добровольно, хоть и обещали, ни института досудебного разбирательства споров с клиентами, ни минимальных стандартов правил добровольного автострахования, на которые могло бы ориентироваться потребительское сообщество.
Самые большие волнения страховщиков связаны с созданием мегарегулятора на базе Банка России. Присоединение ФСФР к ЦБ РФ может случиться уже очень скоро. Это, казалось бы, технологическое решение сразу даст дисциплинарный эффект: безличностные процедуры, поддерживаемые Банком России в диалоге с участниками рынка, будут распространены на новых игроков, в том числе страховые компании. Последние считают, что эти строгости будут даже к лучшему. Банку России этот этап простым не кажется, поскольку понадобится проверить на сочетаемость все информационные системы, обеспечить защитой каналы информобмена, решить массу технических вопросов по обеспечению бесперебойной работой органа надзора.
Второй и третий этапы, как ожидается, займут пару лет. На втором этапе планируется разработать и утвердить концепцию новой структуры мегарегулятора, на третьем - предстоит дать этой схеме конкретное наполнение.
Два вопроса тревожат страховщиков: встанет ли во главе новой структуры профессионал в финансовой и банковской сфере или это будет фигура политическая? Будет ли стабильность небанковского сектора финансового рынка уставной задачей для Банка России наряду с обеспечением стабильности банковской системы?
Без этого понимания преждевременными кажутся им усилия даже по формированию стратегии на период до 2020 года. Минфин РФ медлит направлять разработанную стратегию на утверждение в правительство, а ВСС - с проведением очередного съезда, где должны быть названы первоочередные задачи на двухлетний период. Отчасти поэтому, полагают страховщики, президиум ВСС принял решение о переносе срока поведения очередного съезда с февраля на конец мая - начало июня 2013 года.
На фоне двойственной ситуации со стратегией страховщики ждут от государства не столько прямого стимулирования спроса, сколько создания условий для нормальной работы. До 40% опрошенных агентством "Эксперт РА" руководителей страховых компаний считают важнейшим разделом стратегии отрасли повышение эффективности бизнеса и увеличение национальной емкости. Особое вмешательство государства требуется для развития страхования жизни, регулирования страховых агентов и увеличения емкости рынка. От ФСФР ожидают повышения прозрачности и предсказуемости (45%), от ФАС - борьбы с демпингом (46%). При этом страховщики надеются на самостоятельное решение некоторых проблем рынка (за счет стандартизации и формирования баз страховой статистики).
38% участников опроса считают ключевой мерой стимулирования спроса на страхование повышение надежности и эффективности страхового рынка. Этот ответ обогнал по популярности даже введение новых обязательных видов страхования (29%). Повышение качества надзора за страховыми компаниями может стать ключевой мерой борьбы с завышением комиссионного вознаграждения (45%) и способствовать росту доверия к страховщикам (21%). При этом для улучшения надзора не нужно никаких специфических мер, а лишь повышение прозрачности и предсказуемости действий регулятора ("за" высказались 45%), введение актуарного аудита и МСФО (33%).
Точка приложения: вмешательство государства требуется в первую очередь для развития страхования жизни, регулирования страховых агентов и повышения емкости рынка. Большинство выступает за введение налоговых льгот в страховании жизни, еще 20% - за подключение страховщиков к пенсионной системе. Страховщики ожидают решительных действий государства также в сфере регулирования страховых посредников. При этом почти треть опрошенных выбрали такой радикальный вариант, как "закрепление" всех агентов - физических лиц за их страховыми компаниями. Столько же проголосовали за лицензирование агентов, чуть меньше - за ведение реестра агентов.