26.03.2013 11:02
    Поделиться

    Владимирцы предложили озеленить город в обязательном порядке

    Во Владимире, названном одним из самых зеленых городов Европы, исчезают деревья
    Каждую весну владимирцы отмечают: зеленый фонд Владимира истощается на глазах. Между тем чиновники, призванные охранять и защищать городские насаждения, оправдывают происходящее несовершенством законов и малочисленностью своих штатов.

    Примеров, аналогичных ситуации на улице Добросельской, владимирцы знают немало. Здесь несколько лет назад в здание детского сада вселился филиал городской поликлиники, и скверику, радовавшему жителей окрестных многоэтажек, пришел конец. Началось с запустения, которое главврач объяснила нехваткой персонала. А позапрошлым летом погибли более двадцати огромных сорокалетних берез.

    Земля под строительство в дефиците, и это способствует появлению все новых способов ликвидировать мешающую освоению участков флору. Как сообщил в письме местной общественнице заведующий городского управления по защите окружающей среды Владимир Сухопаров, деревья на Добросельской погибли в результате январского прорыва на внешней трубе теплотрассы и несвоевременного устранения аварии. Однако на просьбы жителей о восстановлении насаждений чиновник ответил, что не вправе распоряжаться чужой территорией, а руководство поликлиники сослалось на нехватку средств.

    Пока шла перепалка, за чей счет пилить и сажать, городские медучреждения перешли в ведение области. И местные чиновники послали жалобщиков к новому собственнику земли - в обладминистрацию. Директор департамента здравоохранения, посочувствовав, тоже расписался в своем бессилии: дескать, наша функция лечить, а не рубить и сажать.

    Год здесь стояли сухие скелеты, а к осени их стали пилить, а заодно снесли с десяток живых ясеней. Теперь вместо скверика у филиала детской городской поликлиники огромная поляна. И таких случаев - десятки.

    - Случившееся на Добросельской - трагедия, - согласен директор института "Владимиргражданпроект" Николай Волков, который был одним из авторов концепции генплана города. - Но еще страшнее, что сегодня застраивают участки, которые мы планировали под размещение парков и бульваров. И может случиться так, что Владимир безвозвратно потеряет достойную систему озеленения. В 1986 году я сделал технико-экономическое обоснование парка на реке Содышке. К нему должна была выйти зеленая зона вдоль Октябрьского проспекта. На перекрестке улицы Мира и Октябрьского проспекта планировался сквер. После 2000 года этот участок был переведен в категорию общеделовой постройки. Не будет Детского и Козьего парков. И вскоре город может потерять навсегда территорию, которую берегли 60 лет. Ее застроят жилыми зданиями и торговыми центрами.

    Между тем в докладе о состоянии окружающей среды за 2011 год, подготовленном городскими властями, утверждается: на каждого жителя приходится 343,8 квадратного метра зеленых насаждений. Отсюда вывод, что "Владимир является одним из самых зеленых городов Европы". Правда, с оговоркой: без городских лесов головокружительная цифра снижается до 14,1 квадратного метра.

    90 процентов деревьев уничтожены на придомовых территориях жителями и управляющими компаниями

    - Норма в 16 квадратных метров - это площади парков, скверов, городских садов, то есть зеленых насаждений общего пользования, - подчеркивает владимирский эколог Евгений Локтионов. - Если не хватает, можно добавить территорию лесопарков, но до пяти "квадратов". На самом деле во Владимире без лесопарков не более четырех квадратных метров на одного жителя.

    - Чиновники считают присоединенные территории, но подавляющее большинство населения живет в городе, а не в пригороде, - добавляет председатель региональной организации Всероссийского общества охраны природы Галина Есякова. - А в городе огромный недостаток зеленых насаждений.

    В придачу к точечным застройкам у городских деревьев появилась новая беда - дворовые автостоянки.

    - Во Владимире 90 процентов деревьев уничтожено на придомовых территориях жителями или управляющими компаниями, - рассказывает Владимир Сухопаров. - Нередко доходит до абсурда: люди, вырубившие деревья у своего дома под парковку, жалуются нам на соседей, решивших через полгода сделать то же самое.

    В таких случаях чиновники отвечают, что вопрос о сносе древесно-кустарниковой растительности в границах земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений, не требовал разрешения, выдаваемого Комиссией по охране зеленых насаждений администрации города Владимира.

    Чтобы через пять-шесть лет все дворовые площадки не превратились в одну большую стоянку, считает Владимир Сухопаров, в федеральном законодательстве необходимо закрепить норму, по которой 25 процентов придомовой территории, свободной от капитальных строений, должно быть озеленено в обязательном порядке.

    А Галина Есякова видит выход в принятии регионального закона. Например, в Москве защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории столицы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

    Впрочем, нельзя сказать, что город живет только старыми "запасами". За два прошедших года здесь посажено около пяти тысяч лип, каштанов, яблонь, елей. Все ли прижились? Педагог городской станции юннатов "Патриарший сад" Ольга Бажанова в 2011 году вместе с детьми посадила в Восточном районе 277 елей.

    - В октябре 2012-го мы их пересчитали - осталось лишь девять живых деревьев, - констатирует она.

    А сколько исчезло? По официальным данным, за два года управление по охране окружающей среды выдало разрешения на удаление всего 372 деревьев.

    - Сколько спилено на стройках и других территориях - неизвестно, ведь не каждое дерево учтено, - сетует Владимир Сухопаров. - Свежий пример со стройки облсуда. Мы дали разрешение на снос четырех деревьев, строители попытались убрать десять. А вообще, обычно пишут три-четыре дерева, а выкорчевывают гораздо больше - кому хочется платить 100 тысяч?

    Паспортизация деревьев, признают специалисты, дело сверхдорогое. Но вырастить и содержать дерево в агрессивной городской среде - тоже удовольствие не из дешевых. Один саженец стоит три-четыре тысячи рублей, а еще нужны стимуляторы на стадии приживания, уход, лечение...

    Между тем

    Согласно "правилам создания, содержания, охраны и учета зеленых насаждений на территории города Владимира", если без сноса не обойтись, заявитель за каждое срубленное дерево должен посадить два, причем в том же микрорайоне. Или заплатить компенсацию. Однако во Владимире такие меры пока экзотика. Ущерб в виде компенсационных выплат до сих пор возмещали только за законно спиленные деревья. Практики компенсации нелегальных вырубок не сложилось.

    Поделиться