25.03.2013 23:47
    Поделиться

    Уведомления о контролируемых сделках приходится заполнять вручную

    Отчитаться о контролируемых сделках за 2012 год компании должны были до 20 мая 2013 года. Однако Государственная Дума рассмотрела возможность отсрочки этой обязанности до 1 ноября. Фактически и технически сейчас организации не готовы к подаче сведений в налоговые органы. Дополнительные месяцы позволят усовершенствовать программные решения для заполнения уведомлений о контролируемых сделках и урегулировать спорные моменты.

    Трансфертное законодательство вступило в силу с начала 2012 года, но требование уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках начинает действовать только в 2013 году. Для того чтобы подготовиться к получению уведомлений от компаний, ФНС создала в своей структуре один из наиболее профессиональных центров в сфере трансфертного ценообразования, в который вошли бизнесмены, аудиторы, представители правоохранительных органов. Налоговые органы проделали большую работу по подготовке нормативной базы, которой регулируется трансфертное ценообразование. "Мы обсуждали с бизнесом, когда и как в налоговые органы должна поступать информация о контролируемых сделках. В том числе рассматривали вопрос по форме уведомления, которая предоставляется в ФНС. Для того чтобы стало возможным довольно большой объем информации изложить в уведомлении, необходимо потратить деньги и время на совершенствование электронного продукта", - поясняет Сергей Шаталов, статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ. Целый ряд компаний, предлагающих программные решения бизнесу, занимаются сейчас разработкой автоматизированной формы заполнения уведомления. Однако электронный документ пока вызывает массу вопросов, особенно их много у тех налогоплательщиков, которые уже начали формировать отчетность по контролируемым сделкам.

    Заместитель генерального директора "Газпромнефти" Алексей Янкевич говорит: "Наша организация типична с точки зрения ведения. Сырье добывается одним предприятием и продается головной компанией через региональные предприятия, часть продукции реализуется через зарубежного трейдера. 80% сделок между предприятиями являются контро- лируемыми. В итоге уведомление по одному юридическому лицу достигает 400 000 листов и весит около 200 мегабайт. Можно представить себе ситуацию: когда одновременно все налогоплательщики соберутся сдать налоговикам такие файлы, принять сведения по каналам связи будет непросто".

    Вопрос передачи файлов большого объема налоговой службой будет решен уже в ближайшее время. "Информация о 500 сделках вмещается в файл 134 килобайта, что намного меньше предельного размера. А для налогоплательщиков, которые совершают сотни тысяч сделок, с 1 апреля появится возможность отправлять файл большего объема частями", - сообщил начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС Дмитрий Вольвач.

    При этом деление файлов будет техническим. Это уточнение актуально для тех компаний, которые восприняли новость о делении файлов как возможность создать несколько уведомлений, к примеру, по различным секторам работы организации. "Уведомление должно быть только одно, законодатель не предусмотрел другой возможности. Создание нескольких уведомлений одним налогоплательщиком является недопустимым", - пояснил Дмитрий Вольвач.

    Большие объемы файлов объясняются многочисленностью сделок, которые нужно отразить компании в уведомлении. Требование подробно излагать сведения в отчетности налоговые органы объясняют желанием заниматься только аналитической работой в пределах инспекций, а никак не проверочной на самих предприятиях. По словам Дмитрия Вольвача, отраженные в полном объеме данные не потребуют дополнительных уточнений, следовательно, ревизорам не придется обращаться в компанию с запросами о предоставлении уточняющей информации или проводить контрольные мероприятия с целью установить детали контролируемых сделок.

    При этом большие объемы данных создают сложности при формировании электронной формы уведомления, так как специалистам организации приходится заполнять вручную около 4 полей по каждой сделке. Если организация совершает сотни тысяч контролируемых сделок, для такой работы требуется нанимать дополнительный персонал.

    Налоговики в свою очередь уверены, что бизнес нагнетает обстановку и проблема надумана. После того как будут доработаны автоматизированные решения заполнения уведомления, необходимость в ручном труде отпадет сама собой. "Мы с самого начала изучали вопросы автоматизации формы уведомления и только после того как поняли, что это возможно сделать, начали обсуждать конкретные показатели, которые мы хотим включить в этот документ. Не нужно смотреть на уведомление как на форму, которую надо заполнять вручную", - сказал заместитель руководителя ФНС Алексей Оверчук. Программа по заполнению уведомления есть на сайте ФНС, кроме того целый ряд софтовых решений разработан российскими и зарубежными компаниями. Однако специалисты налоговой службы уточнили, что полностью автоматизированный процесс возможен только в том случае, если компания применяет контрактный учет. В противном случае объем ручного труда увеличивается. Кроме того, даже те компании, которые имеют большой опыт в создании решений по контро- лируемым сделкам, не готовы сказать о полной готовности своих программных продуктов. "Мы думали, что особо делать ничего не потребуется. Поскольку у нас есть стандартное решение по трансфертному ценообразованию. Оно используется более чем в 30 странах. Но когда в начале года вышел проект постановления об уведомлении, мы поняли, что нам придется подробно заняться этим документом", - пояснил директор департамента SAP CIS Андрей Трегубов. Шаблоны, которые активно применяются в других государствах, оказались непригодными в российских реалиях. А те продукты, которые предложены специально для пользователей РФ, пока не "обкатаны". Если срок предоставления уведомлений не будет перенесен, возможные недочеты компании будут выявлять уже в процессе работы с программным обеспечением.

    Дополнительное время, которое появится, если Госдума продлит срок предоставления уведомлений, понадобится, чтобы разъяснить многочисленные непонятные моменты заполнения документа. К примеру, сейчас отсутствует механизм расчета рыночности процентов по займам. Также отсутствуют источники получения сведений о нематериальных активах. "Роспатент" пока не дает информации по ним, но и другие источники, рекомендованные минфином для получения сведений, отсутствуют. Сейчас активно идет обсуждение возникающих вопросов в рабочих группах по разным секторам экономики. Заинтересованность в решении вопросов проявляют представители нефтяного, банковского, фармацевтического сектора. Компании любой отрасли могут инициировать создание рабочей группы по своему направлению деятельности для решения назревших проблем трансфертного ценообразования. В дальнейшем выработанные в группах решения будут рассмотрены минфином, одобренные рекомендации доведут до сведения налогоплательщиков с помощью писем.

    Поделиться