Одно из требований, предъявляемых к операторам мобильной связи сегодня, - возможность сохранения телефонного номера за абонентом в случае перехода к другому оператору, то есть система MNP (mobile number protability). "Сейчас развивается тенденция к универсализации, с развитием Интернета начинают превалировать IP-адреса. Уже сегодня, звоня через Skype, абонент выбирает только имя собеседника, но не видит номер телефона. Вскоре номер телефона станет лишь настройкой в социальной сети, а имя или ник выйдет на первое место, - рассказывает руководитель рабочей группы Инфокоммуникационного союза "Требования" Михаил Косинов. - Кроме того, на звонки через Skype не накладывается роуминг. Телефонные номера будут существовать еще долго, но система MNP уже востребована многими абонентами, поэтому ее нужно вводить в России".
"С 2017 года в Америке прекратят выдавать цифровые номера. Это неизбежно произойдет и в России, поэтому абонентам все равно потребуется переносить свои номера. То, что мы долго не вводили MNP, - сильное упущение, которое повлияло на конкурентоспособность операторов, - продолжает президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский. - Успехи в телекоме у нас все же есть. Россия входит в десятку передовых стран по проникновению мобильной связи второго поколения - 2G и GSM. По проникновению связи третьего поколения мы тоже имеем хорошие показатели. Но ключом к развитию связи следующего поколения должна стать конкуренция. Распределение частот пока происходит неэффективно, а к концу года 4G-сети должны полностью заработать".
По мнению экспертов, взрывное проникновение мобильной связи можно объяснить тем, что с 2000 года цены на нее снизились в три раза, в то время как плата за фиксированную связь выросла почти в 6 раз. "К сожалению, сейчас на рынке мобильной связи России недостаточно развита конкуренция. Из-за этого в проникновении связи 3-4-го поколения мы возвращаемся к тому разрыву, который был раньше между нашей системой и западной, - считает Юрий Домбровский. - Сегодня самые маленькие затраты на мобильную связь в Республике Адыгея и в Краснодарском крае. Там ежемесячные расходы на связь среднего абонента составляют 43 рубля. Это стало возможным благодаря появлению на рынке оператора Теле2. В Москве голосовая связь почти в три раза дороже, чем по всей России".
Ситуация с проводным широкополосным доступом (ШПД) в разных регионах России складывается кардинально противоположная. В сфере предоставления интернет-доступа конкуренция очень большая, и компаниям зачастую приходится использовать множество маркетинговых приемов, чтобы остаться на плаву. "В Москве люди избалованы конкуренцией компаний и легко могут поменять провайдера, - отметил Юрий Домбровский. - Но проникновение ШПД в регионах небольшое, и мы пока отстаем от остального мира".
Менеджер по маркетингу продукции Fujitsu Technology Solution Александр Яковлев считает, что телеком-операторам следует внедрять системы большого хранения данных: "Анализируя большие объемы данных, можно получать информацию о пользователях и пересматривать систему предложения на рынке. Телеком-сфера по уровню взаимодействия с клиентом должна быть на уровне ретейла или финансового сектора. Чтобы понимать, что необходимо клиентам, нужно собирать о них информацию".
Все более востребованными услугами в сфере мобильной связи и интернет-доступа становится возможность совершать платежи в сторону третьих организаций со своего счета мобильного оператора или интернет-провайдера. "Наиболее востребованы платежи по ЖКХ, налогам, возможность покупать контент в Google Market, - рассказал директор по информационным технологиям Акадо Телеком Андрей Литвинович. - Государство также создает драйверы для развития этого направления. К примеру, существует возможность оплачивать парковку с мобильного телефона. Также пользуется спросом услуга оповещения о задолженностях. Операторы должны максимально облегчить жизнь абонента, чтобы он совершал как можно меньше действий. Если вы хотите развить сервис, разговаривайте с потребителем, узнавайте, какие услуги ему нужны. Но это должно быть ненавязчиво. Потребитель своими запросами всегда сам подскажет, за что он готов платить".
По мнению экспертов, первое, на что смотрит пользователь при выборе мобильного оператора или интернет-провайдера, это цена. Правда, система тарифов как в интернет-доступе, так и в мобильной связи очень разнообразна и сравнить цены бывает сложно. Задача оператора - грамотно донести свою цену до абонента. Это влияет на первое принятие решения. После этого абонент смотрит на предоставляемый спектр услуг, если они необходимы. Если абонентам нужен только Интернет, то провайдер должен в первую очередь обеспечить качество доступа и, опираясь на базовую услугу, давать дополнительные сервисы. Главная задача оператора не приобрести нового клиента, а удержать его. Потребители не должны понимать все сложности устройства телекоммуникационных сетей, они должны просто получать качественные услуги.