Андрей Шаронов: Нужно, чтоб в высокие технологии Москвы пришли "умные" деньги

Завершается роуд-шоу, с которым российская столица проехала по миру. Его итоги подвел в беседе с корреспондентом "РГ" заммэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.

Андрей Владимирович! Какие цели ставили московские власти, выходя на роуд-шоу?


Андрей Шаронов: Важно, чтобы мир понял, что в Москве можно не только зарабатывать, но и приятно жить. Фото:Виктор Васенин

Андрей Шаронов: Напомню, роуд-шоу - жанр довольно популярный среди коммерческих компаний. Иногда его проведение обязательно, как например, в ходе конкретной сделки, чтобы предъявить себя будущим покупателям. А иногда компания хочет просто показать себя, рассказать, какие у нее планы, какая экономика. Обычно так поступают те, кто только выходит на рынок, чтобы попасть в фокус инвесторов, либо те, кто уже на рынке и стремится, чтобы интерес к ним не угас. Россия, например, выходила на роуд-шоу, чтобы разместить евробонды. Минфин вместе с банкирами и консультантами ездили по миру, показывая нашу страну как объект инвестирования через покупку долговых бумаг. У Москвы нет необходимости занимать деньги. Мы заинтересованы познакомить инвесторов с городом, чтобы как можно больше людей узнали о его экономическом потенциале, инфраструктурных возможностях, культурном наследии, оценили образовательный уровень населения, поняли, что российская столица - не только место, где хорошо делать деньги, как нередко воспринимается за границей, но и где приятно жить. Выяснилось, что по многим параметрам Москва воспринимается хуже, чем есть на самом деле. Несмотря на то что она пока проигрывает другим столицам по качеству жизни, ситуация не так критична, как представляется в мировом сообществе. Например, в процессе подготовки к роуд-шоу мы изучали статистику и обнаружили, что в одном из рейтингов уровень уличной преступности у нас выглядит хуже Йоханнесбурга. Но всякий, кто бывал в этом крупнейшем городе Южноафриканского государства, знает, что он с Москвой несравним, так как Йоханнесбург весь в колючей проволоке, в отдельные районы там не рекомендуют выходить даже днем. Москва же по уличной преступности лучше не то что Йоханнесбурга, но даже Лондона, Парижа, Милана и многих других городов.

И кому же вы показали Москву в новом ракурсе?

Андрей Шаронов: Инвесторам шести городов мира: двух европейских - Лондона и Франкфурта, двух азиатских - Сингапура и Токио и двух американских - Нью-Йорка и Бостона. Обращаю внимание: Франкфурт и Бостон - не столицы государств, но это центры сосредоточения инвесторов. Первый известен финансовыми инвестициями, второй - высокотехнологичными. Сингапуру отдано предпочтение, так как это не просто столица быстроразвивающегося государства, но и ворота в Юго-Восточную Азию. Лично я побывал как раз в Сингапуре и Токио.

Расскажите, как это проходило.

Андрей Шаронов: Мы разослали приглашения широкому кругу инвесторов. В Лондоне на них откликнулись 100 человек, в Сингапуре - 40, Токио - 25. Но именно в Токио проявился наиболее высокий уровень знаний Москвы и России в целом, а также уровень ожиданий. В роуд-шоу приняли участие представители Банка Москвы и Российского фонда прямых инвестиций. Показали фильм о нашем городе, включающий интервью топ-менеджеров крупных иностранных компаний, работающих в Москве.

И какое впечатление от встречи? Знают Москву те, кому она интересна?

Андрей Шаронов: В Сингапуре, скорее, не знают или знают мало. В Токио знают лучше. Об этом сужу по вопросам, которые касались, к примеру, даже того, насколько изменились в Москве отношения городских властей и федерального центра, по-прежнему ли сохраняется противостояние или все позади. Это говорит о погруженности предпринимателей в контекст нашей действительности. Бизнесмены интересовались, учли ли мы какие-то прежние ошибки? О заинтересованности говорит и тот факт, что конференция продлилась более 3,5 часа. Несколько компаний остались еще поговорить, что называется "один на один", я подробно ответил на все их вопросы. Удалось пообщаться и с местными СМИ.

Много японских компаний участвует в российской экономике?

Андрей Шаронов: Да. И автокомпании, такие как "Тойота" и "Ниссан", и крупные концерны типа "Мицуи" и "Сумитомо", и совсем маленькие фирмы, которых я не знаю, но после встречи они попросили помочь найти в Москве партнеров.

В конечном счете вы рассчитываете на приток инвестиций?

Андрей Шаронов: Наивно полагать, что 40 компаний пришли на роуд-шоу, и все 40 приедут в Москву. Но я уверен, что всем было полезно "вживую" пообщаться с властями нашего города и компаниями, уже работающими на московском рынке. Хочется, чтобы к нам пришли не просто большие деньги, которые уже поступают в ресурсный сектор, а привлечь так называемые "умные деньги" в высокотехнологичные производства. А где еще, как не в Японии, искать таких партнеров? Причем, мы не просто говорили "ребята, приходите к нам", а рассказывали, что у нас уже есть для таких инвестиций. Прежде всего самое дорогое - квалифицированные кадры. Две трети научных сотрудников Центрального федерального округа проживают именно в Москве. Одних студентов вузов у нас более 1,2 миллиона. Среди них много иногородних, которые хотели бы остаться в столице и получить интересную работу. Самым талантливым мы готовы оказывать содействие. Кроме того, созданы и условия для высокотехнологичных производств - технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, свободная экономическая зона. Есть площади, где можно разместить эти предприятия. На одном технополисе "Москвич" подготовлены для новых фирм 200 тысяч кв м помещений, на которых уже работают порядка 20 компаний. И то, что они работают рядом, создает очень интересный симбиоз новых идей, что само по себе привлекательно. К концу будущего года площади на АЗЛК увеличатся до 350 тысяч кв. м, а значит, и компаний сможет разместиться еще больше.

Имеется у Москвы также 15 миллионов дневного населения, которое покупает в этом городе товары, ездит на транспорте, ест и пьет каждый день, создавая тем самым платежеспособный спрос на разные товары и услуги, что также делает Москву привлекательной для инвестиций.

И тем не менее в рейтинге Всемирного банка в 2012 году Москва заняла по привлекательности для бизнеса лишь 112-е место из 180...

Андрей Шаронов: Поэтому президент РФ Владимир Путин и дал поручение правительству страны вывести столицу за шесть лет в первую двадцатку. В комплексе экономической политики и развития города была организована работа по показателям, которые находятся в компетенции Москвы. Для этого на базе Штаба по защите интересов предпринимателей мы создали четыре рабочие группы по направлениям: "Регистрация предприятий", "Подключение к сетям электроснабжения", "Получение разрешений на строительство", "Регистрация собственности" с участием федеральных органов, разработали дорожные карты. Еще недавно самой трудной проблемой для малого бизнеса было подключение к электросетям, занимавшее от 3 до 6 месяцев и требовавшее бездну денег. Сейчас малые компании (вроде киоска на улице), которым хватает мощности до 15 киловатт, оформляют его максимум за 15 дней. Те, что покрупнее (склад среднего размера), к мощностях до 150 киловатт подключаются уже не за 280 дней, а за 105, и платят 1,5 млн рублей вместо 5,5 млн. Причем особых усилий для этого не требуется. Достаточно взять в руки брошюру "Пять шагов за три визита", выпущенную сетевой компанией вместе со Штабом, и выполнить прописанные там процедуры.

Серьезная работа проделана в стройкомплексе по устранению административных барьеров при получении разрешений на строительство. На этом основании мы заявили Всемирному банку о сокращении числа процедур с 48 до 10, которые должны укладываться в 120 дней, в то время как в 2009-2010 годах требовалось 720 дней, а в 2012-м - 390. Мы считаем и эту задачу вполне решаемой. Понимая, что Всемирный банк, безусловно, тщательно проверит наши декларации.

Ну а безусловные плюсы у Москвы есть?

Андрей Шаронов: Москва - это высокообразованное и квалифицированное население, огромный внутренний рынок, высокое качество жизни, сосредоточение инновационной инфраструктуры, хорошая транспортная связанность с Россией и миром. Это крупнейший финансовый центр России - более 60% банковских активов страны сосредоточены здесь, на Москву приходится 80% финансового оборота, в ней находится крупнейшая биржа России. Еще один плюс -13-процентный налог на доходы физических лиц, действующий в стране. Многие в мире были бы счастливы иметь такие условия. И нам надо не стесняться показывать свои преимущества. Есть и риски, и их список тоже внушительный: дорожающая рабочая сила, коррупция, высокие издержки бизнеса, недостаточное качество городской среды и, конечно же, пробки. Есть и примеры, когда иностранцы не ехали в Москву, опасаясь, что их дети не получат международное образование. Сейчас на этот счет есть поручение мэра - увеличить количество международных школ, причем с разными стандартами, чтобы и французы, и американцы, и японцы могли обучать детей по соответствующим программам.

Каков ваш прогноз по привлечению инвестиций на 2013 год?

Андрей Шаронов: Пока рано об этом говорить. Скажу о том, что есть. В частности, за прошлый год Москва получила инвестиций примерно на триллион рублей. Плохо, что большая часть из них - это непрямые инвестиции, а хорошо, что лишь одна треть - бюджетные, а две трети - частные, размер которых по сравнению с 2010-м вырос на 18%. Это радует, так как является лучшим свидетельством заинтересованности инвесторов в работе в Москве и с Москвой.

Ну а москвичам-то какая польза от этого? Придут инвесторы, создадут новые предприятия, свободных рабочих рук у нас и так нет. Значит, еще больше понаедет мигрантов...

Андрей Шаронов: Высокотехнологичные производства, за которые мы боремся, это прежде всего дорогие рабочие места и большие зарплаты. Много ли найдется тех, кто готов конкурировать за них с москвичами? А большие зарплаты, значит, и больший спрос на дорогие товары и услуги. Создаются цепочки, которые двигают всю экономику города. Проблема же гастарбайтеров в Москве больше психологическая, чем экономическая. Они занимают ниши, которые не интересны горожанам. Тем не менее москвичи воспринимают их как источник повышенной криминальной опасности. Над этим нам, конечно же, надо работать. И в то же время следует понимать, что нельзя город стерилизовать, ни один мегаполис в мире не живет без мигрантов.