Как отметил руководитель программы "Фрегат Экоджет" Александр Климов, специалисты сформировали облик будущего самолета. Что важно: подтверждены основные технические параметры и реализуемость проекта. Особое внимание уделено результатам аэродинамических испытаний модели будущего лайнера.
Так, специалисты отметили высокий уровень совершенства аэродинамической компоновки самолета "Фрегат Экоджет", а также возможность обеспечения прочности конструктивно-силовой схемы самолета в заданных лимитах веса конструкции.
Напомним: главная цель этой программы - создание конкурентоспособных на мировом рынке гражданских широкофюзеляжных среднемагистральных самолетов "Фрегат Экоджет" на базе применения принципиально новой аэродинамической и силовой схемы. По оценкам экспертов, интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15-20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2010 году.
"Фрегат Экоджет" - "нишевый" продукт с точки зрения современного рынка пассажирских авиаперевозок. В нем сфокусирован сегмент перевозок на 3000-4000 км, на которых может быть эффективно использование широкофюзеляжных самолетов. Сегодня в среднем более 56 процентов всех рейсов в мире, выполняемых на широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах, приходится на расстояние менее 3000 км. В некоторых регионах эта доля существенно выше.
"РГ" уже подробно рассказывала об испытаниях модели нового российского гражданского самолета "Фрегат Экоджет" в одной из аэродинамических труб ЦАГИ. О том, как имитировались трансзвуковые режимы полета, исследовались несущие и моментные характеристики нового гражданского широкофюзеляжного самолета "Фрегат Экоджет". Тогда было выполнено свыше 55 циклов. Испытания показали: полученные данные соответствуют расчетным. И они будут использованы при дальнейшем проектировании. А на очереди были другие эксперименты: аэродинамики ЦАГИ определяли характеристики будущего лайнера при взлете и посадке. Включая влияние близости земли.
Российские эксперты убеждены: если все получится, то может случиться "маленькая революция" в самолетостроении. Почему? Самолет "Фрегат Экоджет" - представитель нового поколения широкофюзеляжных пассажирских воздушных судов, предназначенных для полетов до 4500 км. То есть на маршрутах ближней и средней дальности. Его основная фишка: фюзеляж имеет не традиционно круглую форму, а вид горизонтального эллипса. По мнению разработчиков из Российского авиационного консорциума, это оптимально, чтобы при минимальных габаритах самолета разместить 300-350 пассажиров в трех салонах с тремя главными проходами.
Для создания необходимой подъемной силы применено крыло с большой относительной толщиной. Как рассказывают создатели "Фрегата Экоджет", они использовали то, что было при разработке прототипа самолета интегральной схемы ИС-1, крыло которого представляло единое целое с фюзеляжем.
Ранее конструкции такого типа никогда не выпускались. Поэтому их испытания в аэродинамических трубах должны были подтвердить или опровергнуть саму идею новаций.
Надо сказать, что эллиптический фюзеляж прилично меняет аэродинамику самолета, а значит, и его экономические характеристики. Так, по словам создателей "Фрегата Экоджет", стоимость пассажиро-километра может быть уменьшена на 25-30 процентов по сравнению с тем, что есть сейчас.
Планируется, что интегральные показатели эффективности семейства "Фрегат Экоджет" на 15-20 процентов будут превосходить достигнутый на сегодня уровень гражданской авиационной техники. Эллиптический фюзеляж вообще сделает самолет гораздо меньше и легче по сравнению с существующими сегодня конкурентами: "Фрегат Экоджет" будет на 30 процентов короче и на 80 тонн легче, чем Ил-86 или Airbus A-300. Причем заявленные цифры могут быть еще внушительнее за счет применения композитов.
Российские эксперты подчеркивают: хорошо, что конструкторы нового самолета сделали акцент именно на аэродинамику и планер самолета. На то, в чем традиционно сильна российская самолетостроительная наука.
Потенциальная емкость рынка самолетов "Фрегат Экоджет" в 2020-2030 годах - около 600 единиц.
Новый самолет на 25 процентов превосходит самолеты А-310 по топливной эффективности при полете на дальностях до 3500 км, на 30 процентов - при полете до 2500 км с 302 пассажирами.