От пруда до каскада
- О том, что Мельничному пруду грозят серьезные неприятности, мы узнали из местной газеты "Балтийский луч". В ней обнародована карта градостроительного зонирования Ропшинской волости, к которой относится Глядино, - рассказывает местная жительница Нина Терентьева. - Она вызывает немало вопросов, но главный - это выделение так называемой зоны ТЖ2-2 (расшифровывается как "зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 500 квадратных метров") в непосредственной близости от пруда. Отведенный под застройку участок примыкает не только к водоему, но и к оврагу, вдоль которого по весне бегут питающие его ручьи. Это значит, что стоки с участков будут попадать непосредственно в пруд. Кроме того, из этого и так немноговодного пруда местные власти собрались организовать водозабор для обеспечения нужд обитателей новых участков. Что почти наверняка приведет к его истощению.
Впрочем, к тому времени, как на берегу Мельничного пруда появятся коттеджи, вода в нем может оказаться непригодна для употребления, отмечают глядинцы. Причина - в несанкционированной свалке, которая появилась в паре километров от водоема.
- Тысячи кубометров мусора складированы в заброшенном карьере между деревнями Глядино и Глухово, на Ропшинских высотах - отходы неизвестно откуда свозили сюда КамАЗами. Как геолог по образованию могу заверить: рельеф и грунт в этих местах таковы, что весной, когда начнется активное таяние, нам грозит экологическая катастрофа, - прогнозирует сын Нины Терентьевой Михаил. - Ядовитые стоки направятся в пруд, а оттуда по реке Шингарке - прямиком в петергофские фонтаны. В результате из них потечет не чистая вода, а химическая жидкость...
В своем стремлении отстоять Мельничный пруд жители Глядино (в деревне насчитывается около 200 дворов, включая дачников) на редкость единодушны. Коллективные письма с просьбой разобраться в ситуации они направили властям разных уровней и в областную прокуратуру.
"Сами виноваты"
В администрации Ломоносовского района заверяют, что опасения жителей Глядино не имеют под собой достаточных оснований - во всяком случае, в части застройки берега пруда. По словам исполняющего обязанности главы администрации Ломоносовского района Василия Хорькова, зонированию предшествовали научные изыскания, которые подтвердили: воды хватит на всех.
Что же касается несанкционированной свалки, то областные власти полагают, что глядинцы сами приложили руку к ее появлению.
- По мнению администрации Ропшинского сельского поселения и исходя из морфологического состава отходов, данная свалка образуется жителями близлежащих населенных пунктов, в том числе и деревни Глядино, - сообщает Василий Хорьков. - В настоящее время, по сведениям администрации, ни одно домовладение из этого населенного пункта не заключило договор на вывоз отходов со специализированной организацией. Хотя в большинстве населенных пунктов Ропшинского сельского поселения домовладения заключили такие договоры, и вывоз отходов осуществляется. Несанкционированные свалки убираются постоянно, однако низкая культура населения приводит к постоянному образованию новых.
На ситуацию обратили внимание и в комитете госконтроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Правда, здесь считают, что глядинцы преувеличивают влияние стоков от мусора на чистоту пруда.
- Место несанкционированной свалки достаточно удалено от пруда и расположено с понижением по рельефу, в связи с чем маловероятно, что "из фонтанов "Петергофа" потечет яд", как опасаются местные жители, - отмечает председатель комитета Михаил Козьминых. - Тем не менее нами проводится работа по установлению виновных лиц и ликвидации свалки.
Груды мусора власти обещают убрать с Ропшинских высот уже нынешней весной за счет администрации волости.
Не ближе километра
Экология Ропшинского водовода - давняя проблема музея-заповедника "Петергоф". Водоподводящая система фонтанов практически не меняла своего вида со времен Петра I: вода сюда прибывает естественным путем по системе рек и каналов протяженностью 56 километров. При этом на берегу водных артерий нет не то что охранных сооружений, но даже табличек с предупреждениями. Попасть в воду может все что угодно. Так, однажды из знаменитых фонтанов полилась мутно-белая вода - дождь смыл в Старо-Петергофский канал строительный мусор с кольцевой автодороги. А в прошлом году на берегу реки Шингарки взялись оборудовать пляж, причем по предписанию прокуратуры.
- Ропшинский водовод включен в перечень федеральных объектов культурного наследия, но этот статус защиты от посягательств ему не дает, - констатирует директор музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая. - Единственный способ защитить водовод от загрязнений - передать его на баланс музея и придать четкий охранный статус, запрещающий любую деятельность в километре от берега.
Специалист по изучению архитектуры "Петергофа" Павел Котляр разделяет опасения глядинцев насчет чистоты водоемов, питающих фонтаны.
- Петергофская фонтанная система является памятником как природной, так и инженерной мысли. Однако исходным условием функционирования системы является гидрология Ропшинских высот, баланс которой легко нарушить, - комментирует Павел Котляр. - Основной угрозой является не столько использование водных ресурсов Шингарки для иных целей, помимо работы фонтанов, сколько загрязнение водотоков, канализационные сбросы. А необдуманное строительство вблизи реки может нарушить подземную составляющую водотока.
Руководство "Петергофа" борется за то, чтобы Ропшинский водовод был включен в охранную зону, не меньше трех лет. Но водоподводящая система фонтанов, в том числе и расположенные в районе Глядино истоки, до сих пор не передана в управление музея-заповедника.
Василий Хорьков, исполняющий обязанности главы администрации Ломоносовского района:
- С целью определения возможности обеспечения питьевой водой планируемой жилой застройки Государственным гидрологическим институтом в 2012 году была проведена работа по теме "Определение ресурсов подземных вод, дренируемых верховьями реки Шингарки и Леваловского ручья". В соответствии с результатами исследований возможные дополнительные резервы водоотбора составляют от 24 (в очень маловодный год) до 55 тысяч кубометров в сутки (в средний по водности год), сверх воды, отправляемой для снабжения фонтанов. Для сравнения: в настоящее время из Глядинского водозабора забирается не более пяти кубометров в сутки. В соответствии с нормативами обеспечения (300 литров в сутки) населения данные ресурсы могут обеспечить около 80 тысяч человек. Таким образом, подтвержденные запасы в тысячи раз превышают существующие и планируемые потребности перспективной жилой застройки. Однако в настоящее время заявленных инвестиционных проектов на данную территорию нет.