Напомним, что в Послании Федеральному Собранию президентом была поставлена задача увеличить объемы дорожного строительства в два раза. Для этого необходимо довести объемы финансирования с нынешних 300 млрд руб. до 500-600 млрд руб. в год. Без частных инвестиций здесь не обойтись. А единственный сегмент дорожного строительства, который может обеспечить приемлемую доходность инвесторам, - создание придорожной инфраструктуры и сопутствующих сервисов. У частных инвесторов и государства с принятием закона появится четкий механизм взаимодействия, который, по идее, должен заработать уже в этом году.
Особенно актуально строительство придорожной инфраструктуры в северных и восточных регионах России. Если в Москве и области хватает и заправок, и мест, где можно остановиться на отдых, то за пределами столичного региона блага придорожной цивилизации кончаются. Прошлым летом я убедился в этом на собственном опыте во время путешествия на автомобиле на Кольский полуостров.
Особенно плачевно обстоят дела с придорожной инфраструктурой на трассах регионального значения, по которым, как правило, и передвигаются автотуристы, ведь именно по ним можно добраться до местных достопримечательностей. Так, к примеру, если от Москвы до Твери по федеральной трассе М10 проблем с заправками нет, то, съехав на трассу Р84 Тверь -Устюжна, мы с пожилой "Хондой-CRV" почувствовали некоторый дефицит АЗС, который сопровождал нас до самого Мурманска. Конечно, при среднем ежедневном пробеге 500 км на полном баке и канистрой в 20 литров в багажнике мы старались заправляться только на проверенных АЗС известных брендов. Но несколько раз пришлось заливать бензин на заправках типа "лукпойл" и "сиднефть": из колонки прошлого века медленно заливалось мутное топливо сомнительного качества. После одной такой заправки я все же ощутил изменение в работе двигателя и отсутствие былой тяги. Моя "Хонда", тоже прошлого века, выдержала, а вот переварит ли такое топливо двигатель современного автомобиля, столь требовательный к качеству бензина, большой вопрос.
Между тем, как сообщили "РГ" в ФКУ Упрдор "Россия", в ГОСТе Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" содержится пункт, предусматривающий, что расстояния между АЗС не должны превышать 50-60 км. А в постановлении правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода" определены требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог. Требования к заправкам в том числе включают наличие торгового павильона для продажи технических жидкостей, автомобильных принадлежностей и туалеты. Все это можно найти только на фирменных АЗС. Но недостаток заправок - не единственное "белое пятно" инфраструктуры автодорог. Если машина откажет, отремонтировать ее на трассе не получится: станций техобслуживания на дорогах я не заметил, попадались только шиномонтажи и то в основном на больших АЗС и в городах. Правда, каждые пару километров на столбах висят таблички "эвакуатор" и номер телефона. К счастью, проверять актуальность телефонных номеров не пришлось. Но надеюсь, эвакуатор по ним действительно можно вызвать, иначе вообще непонятно, откуда ждать помощи. Кстати, то же постановление гласит, что станции технического обслуживания автомобилей размещают на дорогах с учетом интенсивности движения. Максимальное расстояние между СТОА - 250 км.
Количество точек питания на дорогах тоже не впечатляют, даже в городах. К примеру, в Медвежьегорске нам удалось найти всего одну кафешку и одну блинную, которая, впрочем, оказалась закрыта. Привычного жителям больших городов фастфуда не оказалось вовсе. Зато на федеральной трассе М18 "Кола" по мере приближения к Мурманску количество точек питания начало прибавляться, но качество еды очень разнится. Где-то такое подают, что в рот не возьмешь, а где-то и жарким из оленины побалуют, и форель запекут.
Зато места для отдыха встречаются часто, они представляют собой площадки около дороги и... всё. В лучшем случае там будет ржавая бочка для мусора, а если очень повезет, то питьевая вода (хотя почти все водоемы на севере кристально чистые, и местные пьют воду из них), а вместо СТО - эстакада для осмотра и ремонта автомобиля своими силами.
Между тем, согласно тому самому постановлению правительства, на местах отдыха должны быть столы и скамейки для отдыха и приема пищи; стоянка транспортных средств, туалеты и мусоросборники.
Конечно, в местах для отдыха останавливаться на ночлег в палатке страшновато, поэтому нужно искать другие места - или подальше от дороги палатку разбивать, или искать места на турбазе, в гостинице или мотеле. Мотели и кемпинги, согласно требованиям ГОСТа, размещают на дорогах на расстояниях не более 500 км друг от друга. "Мотели целесообразно размещать в комплексе со станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли", - гласит ГОСТ. Однако мотели по дороге к Мурманску можно пересчитать по пальцам. За 7000 км автопробега нам встретилось только два мотеля, которые отвечают современным требованиям (о Wi-Fi речь не идет. Удобства такие: горячая вода, кухонный блок, магазин, плюс территория входила в зону покрытия 3G).
А местные гостиницы ввергали в шок. В общем, если бы не палатки, ночевать было бы в пути практически негде. Так что состояние придорожной инфраструктуры мы оценили на двоечку. Да и не мы одни.
Как неудовлетворительное оценивает состояние инфраструктуры Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор). "В стране есть участки дорог, где на протяжении 500-600 км нет не то что стоянок для отдыха, но и автозаправочных комплексов, - сообщил он "РГ". - Этому вопросу будем уделять отдельное внимание. Я уже дал поручение управлению земельно-имущественных отношений и отделу государственно-частного партнерства, потому что я вижу в том числе решение данной задачи через привлечение внебюджетных источников. Уже поступили обращения от нефтяных компаний, рестораторов, мотельеров, которые готовы участвовать в формировании типовых мест отдыха. Поэтому мы ждем других предложений от бизнеса. И будем готовиться к этому".
Бизнес, со своей стороны, ждет четких правил игры. В противном случае инвестировать в придорожную инфраструктуру не будет - слишком велики риски. Если закон об основах государственно-частного партнерства будет принят, есть надежда, что в этот сегмент придут крупные сетевые компании со своими стандартами качества. И автотуристам наконец можно будет путешествовать с европейским комфортом.