Алексей Шелыгин, композитор:
Уверен, что талант человеку дается исключительно от Бога и природы. Можно научиться какому-нибудь ремеслу или технике, но таланту научиться нельзя. Я композитор и утверждаю это, в первую очередь, с точки зрения искусства, но, полагаю, что к науке это тоже относится. Обидно только, что одаренных людей мы часто не замечаем с ранних лет и, по сути, зарываем их навыки в землю. А вот юношу, о котором "Российская газета" сообщает на 7-й полосе, заметили. Причем, я думаю, что компания совершенно ничем не рискует и отдает себе отчет в том, что делает. Молодость - это не грех. Если человек проявил незаурядные способности и совершил серьезное открытие, то нет никакой разницы, сколько ему лет.
В России, например, самородков сейчас не видно. Но это совершенно не значит, что их мало. Серьезная проблема нашего государства заключается в том, что нет программ по их поддержке. Ломоносов, коснувшийся российских талантов в известном стихотворении, был человеком из глубинки, который пришел в столицу и сумел себя проявить. Кто знает, какое количество самородков стекается ныне в два наших крупнейших города, но остается без средств к существованию. А сколько их по всей стране? Судя по тому же Интернету и другим средствам массовой информации, эти люди пытаются как-то заявить о себе, но им не удается вырваться за рамки узкого круга.
Я только что вернулся из Англии. Лондонский симфонический оркестр организовал специальную программу для молодых композиторов, по которой он бесплатно исполняет их сочинения. Для молодых людей это величайшая честь и возможность получить известность. Уверен, что подобные акции распространяются там не только на искусство. О чем-то подобном у нас я, к сожалению, не слышал. Должны быть созданы специальные организации, поддерживаемые государством и меценатами, проводятся конкурсы, где могут принимать участие наши самородки. Ведь удивительный факт - государство само должно быть заинтересовано в таких людях, поскольку они будут работать на его же благо. Но этого почему-то не происходит. В той же Думе часто обсуждается, как употреблять те или иные слова, какой текст уместен, а какой нет и прочие поверхностные вопросы. Складывается впечатление, что они надеются на русский авось, который поможет важным событиям произойти самим собой.
Но первоначально у детей должна быть тяга к обучению, которая сейчас, увы, не на высоте. Здесь, на мой взгляд, всегда все зависело от педагогов. На урок или лекцию интересного преподавателя всегда хочется пойти, даже если предмет далек от человека. А если учитель равнодушен к ученикам и предмету, то привлекать он не будет никого. Необходимо оживлять наш тускнеющий педагогический состав, тогда возрастет и интерес молодежи.
Подготовил Кирилл Карандюк