Низкое качество школьного образования и отсутствие у современных детей и подростков стремления осваивать космос стали одной из главных тем круглого стола, за которым в "РГ" собрались космонавты, ученые, конструкторы и представители образовательных учреждений, готовящих специалистов для космической отрасли.
По мнению участников встречи, подготовка к работе в космической отрасли должна начинаться не в вузах, а гораздо раньше - с начальной школы и даже с детских садов. Если в 70-ые годы в каждой группе детского сада сразу несколько малышей на вопрос "Кем вы хотите стать когда вырастете?" говорили, что мечтают стать космонавтом, то сейчас о космосе не то что мечтают - знают единицы. Летчики-космонавты Александр Лазуткин и Юрий Маленченко рассказали о своем опыте общения с детьми, о встречах в школах и в детских садах, во время которых ребята понимают, что космонавты когда-то тоже были простыми мальчишками и девчонками, и их мечта о полете к звездам осуществилась. Такие встречи вселяют в молодежь веру в свои силы, что в дальнейшем дает им стимул и мотивацию хорошо учиться, осваивать новые знания и навыки, чтоб в конечном итоге присоединиться к славному отряду покорителей космоса.
В стране, первой в мире отправившей человека в космос и многие годы лидировавшей в освоении космоса, появилась необходимость в программе просвещения и популяризации космических профессий. Основную проблему эксперты видят в сокращении часов, отведенных на изучение точных наук. "Разве можно глубоко изучить физику, математику, химию за 2 часа в неделю? Не говоря уже о том, что такой предмет как астрономия выведен из школьной программы", - сокрушались участники.
В прежние времена на инженерные специальности конкурс в вузах был 5-7 человек на место. Сейчас, в том числе из-за "демографической ямы" 90-х - конкурса почти нет. По целевому набору поступают люди, набравшие 35-37 баллов на ЕГЭ по математике. С таким уровнем знаний они просто не в силах освоить вузовскую программу, - сокрушались представители МГТУ им Баумана, МАИ. В тестировании школьников лучшие результаты ребята показывают в информатике, английском языке. А вот физику и математику знают гораздо хуже. Нужно в корне менять эту ситуацию, считают специалисты, которые выходят со своими предложениями на министерство образования. А пока - организуют свои программы обучения талантливых и способных школьников. Летчик-космонавт Александр Лазуткин привел простой пример: "Для того, чтобы воспитать одного олимпийского чемпиона по всей стране должны работать тысячи спортшкол. А для того, чтобы вырастить нового Королева - в стране должны заработать тысячи секций, кружков. Только так мы сможем отыскать и не потерять "нового Королева". Космонавт-испытатель Юрий Маленченко рассказал об американском опыте работы с подростками. Имея за плечами огромный советский и российский опыт подготовки кадров, России нужно использовать и американский, и китайский опыт работы с подрастающим поколением, считает космонавт. "В космической отрасли очень широкий список специальностей, но главное, что профессия космонавта подразумевает непрерывное обучение в течение всего времени. В последнее время все больше внимания уделяется нашей отрасли, соответственно и интерес среди молодежи начинает расти", - отметил Маленченко.
Несмотря на существующие кадровые проблемы, развитие космической программы России движется неплохими темпами. Если несколько лет назад все стремления были нацелены на Марс, то сейчас в приоритете Луна. На 2018 год запланирован беспилотный полет на Луну. Следом за ним состоится пилотируемый полет, в котором наверняка примут участие космонавты из отряда, уже сейчас проходящего подготовку в Звездном городке. На сегодняшний день к полетам в космос в этом отряде готовятся 42 человека. Половина из них еще не бывали на орбите. 8 человек из этого отряда отобраны на программу, которая начнется на космодроме Восточный в 2018-2020 году.
Подробный отчет о круглом столе читайте в одном из ближайших номеров РГ.