"РГ" расследовала скандал с арестом счетов калининградской больницы

Заблокированы счета Калининградской детской областной больницы. Медучреждение добровольно не исполнило решение суда об уплате почти пяти миллионов рублей в пользу семьи Коробиевских, чей ребенок пострадал от врачебной ошибки.

Десять дней без помощи

Двухмесячный Павлик Коробиевский попал с мамой в детскую областную больницу 1 января 2011 года. Их привезли на "скорой", поставив диагноз "обструктивный бронхит" и назначив лечение. Мать, видя, что состояние ребенка не улучшается, попросила провести дополнительные обследования. Но медики сделали УЗИ сердца только спустя десять дней, когда закончились новогодние праздники. У мальчика выявили клапанный стеноз аорты высокой степени и перевели его в кардиологическое отделение больницы. Буквально через день состояние Павлика резко ухудшилось, однако интенсивная терапия была начата еще спустя четыре дня, после приступа у него пароксизмальной тахикардии. У малыша остановилось сердце, реанимационные мероприятия проводились 40 минут. Мозг ребенка сильно пострадал, он впал в кому.

Как рассказали в Центральном районном суде Калининграда, где впоследствии рассматривался иск Коробиевских, в больнице родителям предложили провести лечение в Германии за свой счет. Семья влезла в долги, набрала денег и заключила договор с немецкой фирмой. Но тамошние врачи не смогли сделать Павлику операцию на сердце: исследования головного мозга показали выраженный отек, степень которого была обусловлена в том числе длительным неоказанием адекватной медицинской помощи в детской областной больнице.

Сейчас мальчику два с небольшим года, он находится под круглосуточным медицинским наблюдением в одном из специализированных домов ребенка. Питается через зонд, дышит через специальную трубку, его нельзя брать на руки, чтобы не спровоцировать судороги.

За рамками бюджета

В ноябре прошлого года Центральный районный суд Калининграда вынес решение, удовлетворив иск Коробиевских о взыскании с больницы почти пяти миллионов рублей. В эту сумму вошла компенсация морального вреда - около 1,4 миллиона рублей, а также материальный ущерб и расходы на оплату услуг переводчиков и адвокатов. Апелляционная и кассационная инстанции, в которых представители больницы попытались обжаловать решение районного суда, признали его законным и обоснованным.

Исполнительный лист Коробиевские принесли в региональное управление федерального казначейства, где находятся лицевые счета детской областной больницы. Медучреждению, как того требует закон, дали время добровольно исполнить судебное решение. После того как истекли все сроки, казначейство уведомило об этом должника и недавно приостановило операции по расходованию денег. Первым о заблокированных счетах в больнице сообщил в своем Твиттере президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, охарактеризовав решение суда в пользу Коробиевских как "сомнительное".

В региональном минздраве на происходящее отреагировали более сдержанно. Вопрос ведь тонкий: на одной чаше весов - загубленная жизнь одного ребенка и трагедия одной семьи, на другой - жизни маленьких пациентов детского стационара, оказавшихся невольными заложниками судебного решения. Но, как заявила заместитель министра здравоохранения области Татьяна Артамонова, блокировка счетов никак не повлияла на работу больницы.

- Все операции ведутся в штатном режиме, идет прием больных детей в поликлинике, лечебное учреждение имеет необходимый запас лекарств для пациентов, - сказала она.

По ее словам, выплатить все 4,9 миллиона рублей в данный момент детское медучреждение не в состоянии, так как подобные крупные выплаты не могли быть запланированы бюджетом клиники.

Сделать выводы

- Больница могла решить с нами вопрос о рассрочке уплаты долга, но нам никто не предложил мировую, - чуть не плачет Олеся Коробиевская. - У нас остались долги в Германии, на которые начисляются пени. Сейчас главный врач утверждает, что нас предупреждали о бесполезности обращения в немецкие клиники, что мы зря потратили деньги. Но в суде была представлена детализация звонков главврача, который сам вначале звонил в немецкую фирму. Он дал нам ее контакты и сказал, что у нас есть сутки на принятие решения. Фирма, кстати, оказалась посредником. Она взяла за свои услуги около девяти тысяч евро, скрыв от немецких врачей истинное положение дел.

В детской областной больнице от дополнительных комментариев воздерживаются. Все уже сказано: главный врач Станислав Мальцев давал интервью местным СМИ после вынесения решения суда. Свою позицию врачи обозначили и в открытом письме на имя Леонида Рошаля, размещенном в начале февраля этого года в том числе и на сайте больницы. Медики говорят, что сделали все возможное для спасения мальчика. Но поступил он в стационар без документов о состоянии здоровья после рождения и результатов наблюдения первых недель жизни в поликлинике по месту жительства. Кроме того, имевшийся бронхит затруднял диагностику основного заболевания сердца. А порок сердца, как утверждают врачи, у ребенка оказался врожденный. При этом руководство предпринимало попытки перевода Павлика в Москву в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. Но директор центра констатировал наличие противопоказаний у малыша для транспортировки и проведения оперативного лечения. Специалисты детской областной больницы пожаловались также Рошалю на постоянный прессинг со стороны отца мальчика. По их словам, несколько сотрудников из-за этого уволились, а один получил обширный инфаркт миокарда.

- Нам звонила жена врача, у которого был инфаркт, - объясняет Олеся. - Сказала, что к нам у нее нет претензий, муж страдал больным сердцем. И он переживал, когда все случилось. И на судебные заседания приходил с опущенной головой. У нас нет к нему вопросов. Перекипело все. Бывает, что люди ошибаются - они не роботы. Но нам не хочется, чтобы нашли "стрелочника". Ситуацию спровоцировал главврач, потому что официально медучреждение не обращалось ни в какие центры. И он никакого наказания не понес. Поэтому мы будем бороться до конца. И может быть, кто-то из этой истории все-таки сделает выводы. А когда в больницу попадет ребенок - ему помогут. Вовремя.

Прямая речь

Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты:

- Больница не может оплачивать иск за счет ОМС. Эти деньги потом придется вычитать из зарплат всех сотрудников, из расходов на медикаменты... Я принимаю любые иные формы наказания: сажайте в тюрьму главного врача, лечащего врача. По решению суда, конечно. Но должна быть персональная ответственность.

Кстати

Дело Павлика Коробиевского перешло в уголовную плоскость только в 2012 году. Калининградские силовики возбудили уголовное дело "по факту причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей". Недавно его передали для дальнейшего расследования в региональное следственное управление СК России. Как сообщила старший помощник руководителя СУ СК Марианна Андрюшина, назначена судебно-медицинская экспертиза, цель которой выяснить, насколько правильно и своевременно ребенку была оказана медицинская помощь. "Чтобы соблюсти объективность, экспертизу проведут за пределами Калининградской области, - добавила она. - По уголовному делу конкретные виновные лица пока не установлены, и до завершения экспертизы говорить об этом рано".