Современный зритель надеется увидеть, что в действительности происходило на атомной станции. И какой постыдной трусостью диктовались действия чиновников, все немедленно засекретивших и обрекших тысячи людей на медленную смерть. И как развивались события в заживо замурованном городе. Фильм так и начнется - с момента, когда растерянные партбоссы пытаются заглушить страх гневным начальственным рыком.
Герой фильма - молодой партийный функционер Кабыш (в этой роли Антон Шагин из "Стиляг"). Он быстрее других соображает, что с горящего корабля надо срочно линять. И начинается лихорадочный марафон: нужно разыскать любимую девушку, тащить ее на вокзал и вскочить в первый же поезд, пока город не закрыли. Но девушка сломает каблук, и цепь событий утащит героев совсем в другую сторону. Укачает ли зрителя от такого резкого разворота авторских интересов - от этого зависит восприятие картины.
Формально "В субботу" - "фильм катастроф". В голливудском варианте жанра герой волевой, целеустремленный и находчивый, он демонстрирует чудеса храбрости и выводит попавших в беду людей к спасению. Победный катарсис исторгает из зрителей слезы радости. Первый российский "фильм катастроф" "Экипаж" Александра Митты стал успешен именно потому, что его пафос был связан с той же верой в человеческие силы.
Внутреннее состояние героев перед лицом беды - вот предмет фильма. Катастрофа уже свершилась - но осознать это не по силам: корабль, конечно, горит, но с нами этого быть не может! В России возможны невиданные катаклизмы: люди просыпаются в другой стране, так и не сообразив, что, собственно, случилось. А когда сообразят - привычно завьют горе веревочкой. Иные действия непривычны и кажутся чужеродными, неестественными. Поэтому "В субботу" - фильм не о Чернобыле, он и о нас сегодняшних, о перманентном пофигизме общества, вечно пребывающего в стрессе. В герое Антона Шагина, в его словно навсегда остекляневшем взгляде, сконцентрирована квинтэссенция сознания: не вижу, не хочу это видеть, - значит этого не существует.
Большая часть картины снята ручной субъективной камерой. Камера (румынский оператор Олег Муту) по пятам следует за героями, ей передаются взвинченные ритмы их существования, тяжелое дыхание их неистового бега в пустоту, тряска их дискомфортной, нестабильной, от всего на свете зависимой жизни. Динамика внезапно сменяется статикой - остолбенелостью перед лицом пылающей реальности. Кадры зарева над разрушенной электростанцией создают апокалиптический фон для этой угарной жизни в жерле вулкана: лава уже дышит в лицо, а рука ищет бутылку, словно в ней спасение.
От того, в какой степени мы способны откликаться на "послания", заложенные в таком искусстве, и на них адекватно реагировать, во многом зависит наша судьба.
"Искупление". Режиссер Александр Прошкин.
Трудный фильм. Он о боли внутри каждого из нас. Бездорожье, бессчастье... Казалось бы - после войны людям можно и должно ликовать, а повсюду - уныние, холод, безнадега. Война позади, но покоя нет, постоянно - встряска. Не идеализирует нашу поступь, но и не впадает в тотальный критицизм. Люди не хотят говорить по-людски, не отсюда ли беды? При просмотре фильма очень больно дышать. Но и плакать в этом фильме не получается...
Людмила Носкова
А ведь и сегодня много молодых людей, которые не умеют прощать, но лишь осуждают. Этот фильм мог бы их научить прощению, да и уважению и терпимости к ближнему. Тут можно долго рассуждать. Думаю, каждый сделает из этого фильма свои выводы. А задуматься тут явно есть над чем. Актуальное кино.
Александр Сафонов
Главное - фильм заставляет задуматься о том, почему у нас все вот так: внешние враги виноваты или мы сами не так живем; и нет ли у нас склонности врать самим себе о своем прошлом. Картина правдива, достоверна, и это нынче большая редкость и большое достоинство. Рекомендовать ее можно молодежи, не знающей той эпохи. Сталинистам смотреть не нужно - только зубами скрипеть, да и бесполезно. Всем создателям картины спасибо. Повесть Ф. Горенштейна прочту.
Евгений Прохоров