Бизнесу предлагается многоцелевая форма первичного учетного документа, построенная на базе счет-фактуры. Документ отвечает требованиям главы 21 НК РФ и статьи 9 закона N 402-ФЗ, что позволяет использовать ее продавцу без налоговых рисков для себя и покупателя. Разъяснения по заполнению универсального документа планируется выпустить уже в середине апреля 2013 года. Далее ФНС разработает и передаст на утверждение в минюст формата этого документа, для того чтобы его можно было не составлять на бумаге, а передавать по телекоммуникационным каналам связи.
"Разговоры о разработке универсального документа, который позволил бы сократить объем движения бумажных форм учетной документации, велись давно. Его основная цель состоит в том, чтобы снизить риски по неверному толкованию налоговиками закона N402-ФЗ, а также уменьшить трудозатраты компаний на составление первичной учетной документации", - говорит Вадим Ткаченко, руководитель юридического департамента "Градиент Альфа Инвестментс Групп".
Обязанности применять только универсальную форму не будет. Напротив, с 1 января 2013 года законом N 402-ФЗ использование унифицированных форм для оформления более чем 400 различных фактов хозяйственной жизни, отменено. В том числе эта норма коснулась наиболее распространенных операций: отгрузки товаров, приемки-передачи оказанных услуг, выполненных работ.
Эксперты оценивают положительно предложение ФНС. "Налоговики хотят объединить существующие первичные документы в один, которым будет подтверждаться и реальность хозяйственной операции по передвижению товара от одного лица к другому, и право предприятия на возмещение налогов. То есть из нескольких бумажек сделать одну. Сейчас для оформления движения товара существует несколько видов первичных документов, которые являются обязательными для полного и легального отражения в налоговом учете. Среди них: счет-фактура, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, доверенность, путевой лист и прочее. Нередко инспекторы необоснованно требуют предоставления всех этих документов при налоговых проверках. Часто в документах встречаются ошибки, поскольку на одну торговую операцию оформляется сразу несколько видов "первички". Поэтому составление единого документа значительно облегчит учет для бизнеса: меньше бумаг - меньше ошибок - меньше ресурсов для ведения учета и отчетности. Для налоговиков это тоже упрощает задачу администрирования, поскольку единый документ проверить быстрее. Поэтому введение такой формы можно оценивать положительно", - говорит Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик".
Однако негативные моменты у единой формы учетного документа тоже есть. "С 2009 года в статью 169 НК РФ внесены изменения, согласно которым ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС. Однако в отношении нового документа такой оговорки нет. Поэтому любые помарки и ошибки будут рассматриваться инспекторами как основание для отказа в НДС и признании расходов по налогу на прибыль. И если в отношении счет-фактур сложилась устойчивая судебная практика, то по новому документу она будет формироваться несколько лет и в чью пользу сложится, не известно", - считает управляющая аудиторской фирмой "БИЗНЕС-СТУДИО" Елизавета Сейтбекова.