Новости

02.04.2013 00:30
Рубрика: Экономика

Микробизнес освободили от бухучета

Минфин разрешил малому бизнесу вести учет по простой схеме
Текст: Роман Терехин (председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России)
С 8 марта 2013 года вступил в законную силу приказ минфина от 18 декабря 2012 г. N 164н, позволяющий микропредприятиям и социально ориентированным предприятиям не использовать двойную запись в своем бухгалтерском учете и вести учет по простой системе. Это послабление означает, что указанные организации могут использовать для обобщения информации о произведенных хозяйственных операциях в упрощенных ведомостях или даже в едином журнале учета фактов хозяйственной деятельности.

Новый закон о бухгалтерском учете обязал вести бухучет практически все организации, в том числе и занятые в сфере малого бизнеса. Это вызвало недоумение и непонимание у тех, кто достаточно долгое время прекрасно обходился без бухгалтерии. Наиболее странным это решение выглядело в отношении тех компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы" - они рассчитывают налог как 6% от полученной выручки, что избавляло от необходимости документирования и регистрации каждого расхода, по крайней мере, для расчета налога. Теперь же и они должны вести бухгалтерский учет. Это означает, что любой субъект малого или среднего предпринимательства обязан документировать каждую хозяйственную операцию в установленном законом порядке, хранить эти документы в течение положенного срока, ежегодно составлять на их основе отчетность и представлять ее как минимум в налоговые органы и территориальное отделение Росстата. Каждый предприниматель обязан утвердить формы документов, которые будут использоваться в дальнейшем для ведения бухгалтерского учета по данному бизнесу, а также определить, каким образом будет реализована эта функция в компании.

Хотя закон и был принят, но мнения депутатов Госдумы по этому вопросу разделились и еще до вступления в законную силу группа депутатов внесла на обсуждение проект с поправками, отменяющими обязанность ведения бухучета в отношении всех субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, как избыточную и бессмысленную. Пока этот документ только обсуждается, хотя он уже поддержан некоторыми региональными законодательными органами.

Однако действующее законодательство не исчерпывается только лишь федеральными законами, поэтому в помощь бизнесменам, применяющим нормы закона в своей повседневной деятельности, профильными ведомствами издаются подзаконные акты, уточняющие порядок исполнения требований закона, а также разъяснения по поступающим к ним вопросам. И надо отдать должное, минфин в сложившейся ситуации не оставил малый бизнес без поддержки.

Прежде всего были тщательно проработаны требования, применяемые к индивидуальным предпринимателям. В письме N 03-11-10/29 от 17 июля 2012 г. специалисты минфина указали, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 закона о бухучете разрешено не вести бухгалтерский учет индивидуальным предпринимателям, которые ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. В том числе и предприниматели, применяющие ЕНВД, хотя их налог мало зависит от объема полученных доходов и произведенных ими расходов. Главное, по мнению финансистов, чтобы предприниматели вели книгу учета доходов и расходов (а это делают практически все, независимо от применяемого налогового режима), тогда вести бухгалтерию уже необязательно.

Основные разъяснения были даны еще в декабре 2012 года, в опубликованной Информации минфина N ПЗ-10/2012. Специально для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, финансовое ведомство признало допустимым использовать для накопления и регистрации информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета - книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. Фактически такой книгой (журналом) может выступать налоговый регистр - книга учета доходов и расходов. Но это лишь обобщающий документ, каждую запись в нем необходимо подтвердить первичным документом, в котором должны быть все необходимые реквизиты. А сами первичные документы подшивать и сохранять придется все равно, поскольку они отражают изменение стоимости активов и капитала компании.

Примерно тогда же был выпущен еще один важный документ - приказ минфина от 18 декабря 2012 г. N 164н. Однако этот значимый документ почти два месяца провел на регистрации в Министерстве юстиции РФ, зато в конце февраля уже был опубликован и в марте вступил в силу. Разгоревшиеся в начале 2013 года дискуссии о необходимости упрощения и отмены бухгалтерского учета в отношении малого и среднего бизнеса происходили уже после того, как описанные документы были изданы минфином. Возможно, именно поэтому специалисты финансового ведомства не стремились каким-либо еще образом отвечать на нападки, поскольку свою работу к тому моменту уже выполнили.

Экономика Бизнес Малый бизнес Правительство Минфин Все о бухгалтерском учете