Семен Кваша, специально для RBTH
Перед отъездом главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова на международную выставку MIPIM корреспондент RBTH побеседовал с ним о создании комфортной городской среды, Новой Москве, велодорожках зимой и качестве российских граждан.
Вы представляете Москву на профессиональной выставке недвижимости MIPIM. Расскажите о нашей экспозиции.
Сергей Кузнецов: У нас на МИПИМе два стенда. Один посвящен идеологии развития города, другой - инвестиционным проектам, которые на сегодня находятся в разных стадиях реализации. Среди представленных работ есть такие, которые вызывают чувство гордости. Это, в частности, проект реновации промзоны автозавода ЗИЛ - огромной территории на Москве-реке, концепцию которой архитектурное бюро Меганом начало делать более года назад, а в последние месяцы работа над ним активно велась Институтом Генплана с моим участием в качестве главного архитектора города. Предполагается глубочайшая реновация этой территории, многократное уменьшение производственных площадей, развитие дорожной сети и системы общественного транспорта, строительство домов, офисов, культурных и спортивных сооружений.
Вы говорите об идеологии развития города. Можете в двух словах описать идеологию развития Москвы?
Сергей Кузнецов: Москву надо превратить в город в полном смысле слова. Город - это стиль жизни. Вы живете в доме, который должен отличаться от остальных домов, около дома должен быть уютный двор, на улице должна иметься возможность зайти в кафе, в ресторан, небольшой магазин, социализироваться каким-то еще образом. Функции, которые присущи городу и отличают его от деревни - рекреационная, образовательная, медицинская, развлекательная, культурная - должны находиться близко от вас.
Москва таким городом не является. Если прийти в любой спальный район, вы поймете, что в нем можно организовать восемь часов сна, а остальные шестнадцать часов жизни - невозможно.
Если вы в какой-то части города не можете реализовывать все необходимые для жизни функции, то болен весь город.
Есть образцы, какой-то опыт, на который Москва может ориентироваться?
Сергей Кузнецов: Все города уникальны, но есть опыт, которым можно воспользоваться. Когда объединялись две части Берлина, между ними на месте Стены почти с нуля был построен новый центр. Есть Гамбург, где реорганизуется огромная промзона, превращаясь в район Хафенсити. Есть Пекин, который очень серьезно реновировался. В Пекине на окраинах городская среда создана по принципу микста функций: в каждом квартале офисное здание, гостиница, спортивный центр, магазины на первых этажах. Наличие этой инфраструктуры даже как будто немного гипертрофировано. Еще один положительный пример - Шанхай, который развил район Пудун - нечто вроде нашего Москва-Сити, - застроив пустырь.
Поговорим о новой Москве. Много говорили, что Новая Москва будет развиваться по современному плану - с плотной сеткой дорог, небольшими домами - максимально рационально, типа субурбии. При этом, судя по рекламе, там сейчас продолжают строиться огромные многоэтажные дома.
Сергей Кузнецов: В Новой Москве мы создаем альтернативный центр, а не субурбию. Соответственно, деловой центр в той же Коммунарке не может быть застроен одноэтажными домиками с участками. С другой стороны, проблема новых территорий в том, что от Московской области, которой они раньше принадлежали, осталось огромное количество проектов. Люди, которые согласовывали эти проекты, просто толкали эти территории в сторону создания гигантского спального района. Теперь московскому правительству приходится торговаться с инвесторами, пытаясь порой отказаться от чужих обязательств. Это тяжелая задача, но мы ею занимаемся.
К чему вы пытаетесь здесь прийти?
Сергей Кузнецов: К комфортной городской среде. Мы создаем много рабочих мест, большое количество людей там должно жить. А мотивировать их переместиться сюда можно только комфортной средой - не очень плотно застроенной, не многоэтажной, с хорошей архитектурой, с балансом функций.
Москва пользуется услугами иностранных архитектурных бюро? Они участвуют в конкурсах, они могут их выиграть?
Сергей Кузнецов: Государственные заказчики услугами иностранных архитекторов практически не пользовались до недавнего времени, когда прошел конкурс на агломерацию. Частные инвесторы чаще работают с иностранными архитекторами, но судьба проектов сложная. Реализации в Москве у иностранцев практически нет. Единичные случаи. Проектов, начатых к реализации, 2-3 процента.
Почему так?
Сергей Кузнецов: Нет понятной культуры отбора. Качество западной современной архитектуры намного выше. И рынок понимает, что есть риск захвата западными архитекторами, которые просто перехватили бы большинство заказов. Поэтому он рефлекторно защищает себя, отстаивая интересы отечественных проектировщиков. Но я считаю, получается это с перегибами, притом настолько, что отсутствие честных процедур стало нормой. Фактически сложилась довольно узкая группа архитекторов, которые за последние 15 лет монополизировали рынок. Он разделился на сферы их влияния, и в этой ситуации их всё устраивало. Конкуренции нет, иностранцев научились не пускать, молодых архитекторов к заказам - тоже. Это как раз та ситуация, с которой я начал активно бороться.
Каким образом?
Сергей Кузнецов: Творческий конкурс - самая естественная и правильная форма отбора. Мы сейчас целенаправленно ведем переговоры, стараемся договориться об их проведении с максимально возможным числом заказчиков. Надо понимать, что поддержки со стороны архитектурного сообщества я не ожидаю, для них конкуренция - естественная опасность. Но для города это крайне важно. После вступления в ВТО в отсутствие конкурентоспособного предложения изнутри мы рискуем получить вал западных компаний, потому как нынешнее поколение российских архитекторов неизбежно будет уходить, а нового пласта так и не возникнет. Поэтому рынок может оказаться заполнен третьесортными офисами, у которых серьезный ресурс и выносливость, а творчески хорошие архитекторы могут и не поехать - здесь слишком сложные заказчики и согласования. И это очень опасно. Поэтому, я считаю, надо взращивать конкурентное поле и давать шанс нашей молодежи.
А как вы относитесь к конкурсу в Петербурге, когда было много красивых проектов нового здания Мариинского театра, один из них выиграл, и в результате построили "супермаркет" по совсем другому проекту?
Сергей Кузнецов: Надо понимать, что конкурс - это ответственность не только архитекторов, но и заказчиков. Здание Мариинки я не видел, судить не готов. Те, кто его критикуют, могут оказаться правы, а могут и нет. В любом случае, в России хороший объект реализовать в тысячу раз сложнее, чем в Европе. Здесь недоброжелательная профессиональная среда и недоброжелательная публика, которая будет потирать руки и радоваться любой неудаче. Я считаю, что, наоборот, надо трезво оценить свои ошибки и в следующий раз сделать хорошо. Вообще это в природе нашего человека - высмеивать все, что можно.
Может быть, это из-за того, что мы никаким образом к управлению не допущены? И мэра у нас назначают …
Сергей Кузнецов: Глупо думать, что есть хорошие граждане и есть неприятная власть, которую в Москву прислали и она ею плохо руководит. Города и архитектуру создают не архитекторы, их создают горожане, независимо от модели управления. Вот кондиционеры на фасаде исторических зданий - разве их мэр повесил? Обществу нравится критиковать все подряд. Чем глубже неудача, тем лучше, потому что есть повод для развлечения. Это, к сожалению, часть нашей культуры, которую соотечественникам стоит в себе менять. Если каждый начнет с себя, посмотрит вокруг и задаст себе вопрос: "как я живу? какая у меня квартира? какой двор около подъезда? какая улица? как я паркую свою машину? как я делаю свою работу?" - ответы получит не самые радостные. Это же все частички общего социально-экономического процесса, в котором кто-то недоработал, кто-то схалтурил. Поэтому все изменения надо начинать с себя.
Одна из самых обсуждаемых тем - велодорожки в Москве. Городские власти начали их строить, молодые урбанисты берут их на щит и считают чуть ли не панацеей от всех болезней города. При этом пользоваться ими можно 5 месяцев в году в лучшем случае.
Сергей Кузнецов: В канадских, североамериканских городах есть города с велодорожками. Там климат очень похож на наш. Но люди пользуются велосипедом. Это иллюзия, что из-за климата нельзя ездить.
Просто нужна внятная мотивация и грамотная организация процесса. Если горожанин знает, что привычный маршрут до работы занимает на велосипеде по расчищенной дорожке 15 минут, а не 30, как на машине с учетом поиска парковки, и он может безопасно оставить его около офиса, то велика вероятность, что велосипедами будут пользоваться даже зимой.
Также доступна англоязычная версия статьи.