В России могут запретить все виды охоты

Охота в России превратилась в браконьерство и порождает психопатов, считает депутат Госдумы Олег Михеев. Поэтому ее нужно запретить для всех, кроме коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

И тогда мы сможем сохранить уникальные виды животных, занесенных в Красную книгу, считает законотворец. Его законопроект, запрещающий бить зверя, уже внесен в Госдуму.

"Корочкой" охотника все чаще прикрываются обычные браконьеры. А на егерей, которые способны обуздать их, надежды нет - их мало и они в лучшем случае ни во что не вмешиваются, а в худшем - пособничают преступникам. Большинство насильников природы отделываются конфискацией оружия и смехотворными штрафами в две тысячи рублей. При том, что в Германии, например, за подводную охоту дают десять лет тюрьмы. И нам нужно ориентироваться на Европу, считает разработчик документа. Следует не только повысить штрафы до 500 тысяч рублей, но и увеличить сроки лишения свободы до 3-5 лет (сегодня УК предусматривает наказание в виде двух лет исправительных работ или арест до 6 месяцев). А егерей-оборотней судить за пособничество.

Единственными, кто сможет поохотиться, будут представители малочисленных народов, для которых это и пропитание, и традиция. Другое исключение - так называемый селекционный отстрел больных и старых животных. Он даже полезен природе. Еще одно предложение - психиатрическая экспертиза для всех желающих поохотиться. Правда, и сегодня все охотники вооружены огнестрельным оружием, которое нельзя купить без медицинской справки. Другое дело, что выдача подобных заключений давно уже превратилась в формальность.

Охотники, с которыми пообщалась "Российская газета", инициативу категорически отвергли. Но экологи считают, что в этом предложении есть здравое зерно. Первых, кстати, в России не так уж и много - официально около 2 миллионов. Но если принять во внимание "диких" любителей, то цифра получается другая: по разным оценкам, от 3 до 5 миллионов.

Комментарий

Михаил Крейндлин, руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям:

- У нас полностью развалена система охотнадзора. На местах процветает браконьерство. Некоторые виды охоты я бы запретил стопроцентно, например, весеннюю охоту на водоплавающую и боровую дичь. Потому что она системно наносит серьезный вред природе. Что касается другой охоты, то ее следует разрешать только в тех регионах, где реально осуществляется охотнадзор. Там, где этого нет, имеет смысл вводить мораторий на охоту потому, что она никем не контролируется.

Леонид Сонин, председатель правления клуба "Сафари":

- Самое главное, что не учел автор проекта, что охота в России - исторически сложившееся социальное явление. Подобные инициативы могут привести к взрыву, волне возмущения.

Кроме того, охотничья отрасль - это огромный рынок: начиная от производства туристического снаряжения, заканчивая оружейной промышленностью. А что до желания сохранить исчезающие виды животных, то в истории уже неоднократно доказано, что охота - это единственный самоокупаемый способ охраны природы. Потому что все охотники и охотоведы понимают - не будет природы, не будет и охоты.

ОПРОС "РГ"