Уже сейчас ход весеннего разлива рек дает повод для беспокойства. По данным Росводресурсов, в конце прошлой недели на реках Воронежской области наблюдались колебания уровней воды от -64 см до +107 см. Максимальные подъемы воды отмечены на реке Хопер у города Поворино. В МЧС подтвердили, что в результате обильного снеготаяния и повышения уровня воды в реках Хопер, Медведица, Большой Иргиз и Камеликна произошло подтопление пяти мостов и одного участка автодороги. Населению пришлось воспользоваться объездными маршрутами, организованы лодочные и тракторные переправы.
Пока режим чрезвычайной ситуации объявлен только на территории Краснодарского края - в Ейске, где уже вторую неделю работают спасатели.
Согласно прогнозу паводковой ситуации с 25 марта по 1 апреля, предоставленному МЧС, повышенный риск подтопления населенных пунктов будет наблюдаться на реках республик Алтай, Тыва, Алтайского и Забайкальского краев. По предварительным прогнозам, развитие паводка по неблагоприятному сценарию с вероятностью более 70% возможно также в Башкирии, Мордовии, Татарстане, Удмуртии и Чувашии, а также Якутии, Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Саратовской областях.
Сводки МЧС пестрят сообщениями о первых затоплениях поселков.
Так, на прошлой неделе в Ивантеевском районе Самарской области в результате повышения уровня в реке Большой Иргиз подтопило территорию между населенными пунктами Яблоновый Гай и Канаевка. В Азовском, Неклиновском, Мясниковском районах Ростовской области, а также Таганроге в результате нагонной волны и подъема уровней воды в устье Дона в зону возможного подтопления попал 21 населенный пункт, 2324 подворья с населением 5101 человек. Подтоплено 1383 подворья, в том числе 136 частных жилых домов, эвакуировано 320 человек.
По данным МЧС, в зону подтопления могут попасть 3,29 тысячи населенных пунктов, 34 участка железных дорог и 885 участков автодорог, почти 800 низководных мостов и 7 тысяч бесхозных гидротехнических сооружений. Однако в министерстве успокоили, сообщив, что к ликвидации возможных чрезвычайных случаев при весенних паводках в режиме готовности находятся 500 тысяч человек, 103 тысячи единиц техники и более 9 тысяч единиц плавсредств. Об этом сообщил директор департамента гражданской защиты МЧС России Сергей Диденко. По его словам, все крупнейшие водохранилища России подготовлены к приему паводковых вод и обеспечению безопасного пропуска половодья 2013 года.
По словам Диденко, в рамках подготовки к паводковому режиму создан резерв материальных средств в размере 40 млрд рублей, также подготовлен и общий финансовый резерв в субъектах РФ - 80 млрд рублей. Представитель МЧС также добавил, что под угрозу затопления могут попасть 22 сибиро-язвенных захоронения, но все они обеспечены соответствующим контролем и прошли противопаводковую подготовку.
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения обеспокоены ожидаемым притоком воды, который, по оценкам экспертов, в период половодья составит 310-410 млн кубометров, что выше нормы на 20-30%. Однако исполнительный директор "Росводоканала" Георгий Болдин успокаивает, что в этом году половодье в регионах пройдет в нормальном режиме в отличие от прошлого маловодного года. Напомним, прошлый год был рекордным по уровню маловодья, последний раз аналогичный уровень фиксировался 30 лет назад. "В связи с этим какого-то серьезного увеличения нагрузки на объекты водоснабжения не произойдет, - убежден Георгий Болдин. - Повышенного внимания в некоторых регионах требует подготовка канализационных систем к таянию снега - в тех городах, где службы плохо справляются с уборкой улиц и вывозом снега".
На вопрос "РБГ", во сколько в этом году обойдется водоканалам подготовка к весеннему половодью, Георгий Болдин сообщил, что "уровень затрат на подготовку к половодью зависит от объема добываемой для нужд города воды, то есть от численности обслуживаемого населения и других абонентов. К примеру, в городе-миллионнике затраты будут выше, чем в городе с населением в 500 тысяч человек". По его оценкам, для выполнения мероприятий по подготовке к паводку, к примеру, водоканал в Оренбурге, обслуживающий население города в 540 тысяч человек, затратил около 2 млн рублей, которые пошли на приобретение необходимых реагентов, фильтрующих элементов, оборудования и материалов.
Если вода затопит жилье, власти покроют ущерб за счет федерального и местных бюджетов. Люди в этом уверены, поэтому не считают нужным самим предпринимать какие-то шаги, чтобы возможный ущерб возместить. "Во всех этих регионах, где прогнозируется развитие паводка по неблагоприятному сценарию, мы не наблюдаем какого-то всплеска активности среди желающих застраховать свое имущество, - говорит директор Центра страхования имущества и ответственности физических лиц СК "Альянс" Артем Искра. - Очевидно, что наши граждане в случае чего опять надеются на поддержку со стороны государства, как это уже случалось при массовых летних пожарах 2010 года и прошлогоднем наводнении на Кубани".
"Никакого явного оживления корпоративных клиентов по поводу страхования имущества от стихийных бедствий в нашей компании не наблюдается, - поясняет заместитель директора Центра страхования корпоративного имущества и технических рисков СК "Альянс" Юлия Горелик. - Риск "наводнение" всегда входит в стандартный пакет рисков, и прецедентов, когда клиенты просили бы застраховать собственность только от этого конкретного риска, не было".
"Если сейчас и возникнет спрос на страхование частного жилья в регионах, где ожидаются затопления, то ни одна здравомыслящая компания не примет этот риск, - считает гендиректор СГ "Спасские ворота" Евгений Потапов. - Следует предположить почти 100%-ную гарантию убытков, а это уже не может называться страхованием. Тот факт, что государство из раза в раз компенсирует убытки, возникшие в результате стихийных бедствий, из собственных средств, развращает собственников жилья и не мотивирует их к использованию страховых механизмов. Все прекрасно понимают: что бы ни случилось, государство не оставит без помощи, соответственно, для среднестатистического россиянина покупать полис в такой ситуации даже немного странно. Таким образом, мы опять приходим к давно назревшей проблеме - необходимости введения обязательного страхования жилья. Конечно, это очень непростой, требующий определенной государственной воли шаг. Но обойтись без него уже невозможно - учитывая события последних лет, можно предположить, что стихийные бедствия и разрушения жилья в лучшем случае сохранят прежнюю интенсивность, а скорее всего, будут нарастать".