Эксперты проанализировали динамику спроса на продукты во время поста

Великий пост в разгаре, россияне ищут в ресторанных меню соответствующие страницы, а в магазинах - специализированные продукты. Предваряя весенний всплеск спроса, отечественный ретейл заполнил полки магазинов и гипермаркетов постной продукцией.

- Наши клиенты с каждым годом все больше и больше спрашивают о продуктах, разрешенных к употреблению в пост, поэтому мы не можем оставить этот интерес без внимания, - рассказала "РБГ" Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям АШАН Россия. - Безусловно, в ассортименте присутствуют постные продукты, также они имеют специальную маркировку, чтобы клиенту было проще их найти. Особой популярностью пользуются свежие и замороженные овощи и фрукты, овощные консервы, орехи и сухофрукты, а также продукты из сои.

Спрос на постные продукты высок и стабильно растет из года в год. По оценке Владимира Русанова, руководителя управления по связям с общественностью X5 Retail Group N. V., ежегодно продажи постной продукции растут на 50%. Естественно, производители и операторы розничного рынка, несмотря на то что спрос носит преимущественно сезонный характер, не могут игнорировать подобные тенденции. В результате постная продукция представлена на полках магазинов как в виде товаров сторонних поставщиков, так и в виде продуктов собственного производства (салаты, кулинария, готовые блюда).

- В последние годы в связи с динамичным развитием процессов социально-культурной и конфессиональной самоидентификации, а также на фоне постепенного формирования интереса в обществе к здоровому питанию и появлению спроса на качественные продовольственные товары популярность постных продуктов существенно возросла, - отмечает Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". - Так, по данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно проводившихся с 1998 года, количество россиян, соблюдающих пост, выросло за эти годы в два раза.

В частности, в 2013 году о намерении поститься заявили 28% россиян. Такие данные уверенно можно интерпретировать как появление уже весьма масштабной целевой аудитории подобной продукции. При этом определенно наблюдается тренд к ее дальнейшему расширению.

- Учитывая возрастающий спрос покупателей на постные продукты, на время поста в ассортиментную матрицу вводятся товарные позиции, не представленные на полках магазинов в течение остального периода года. Доля постных вареников достигает 30% от всей категории вареников, доля постного печенья в соответствующей категории - 6%, - сообщила "РБГ" Анастасия Орлова, директор по работе со СМИ сети магазинов "Дикси". - Популярность постных продуктов наглядно подтверждают цифры: доля постных котлет увеличивается в три раза и достигает 64% от всей категории полуфабрикатов овощных рубленых, доля продаж постного майонеза вырастает с 2 до 8%. Количественные продажи в категориях грибов и овощных смесей множатся в 1,5 раза.

Для большинства россиян Великий пост предполагает прежде всего ограничения в питании (63%). Значительно реже наши сограждане указывают на ограничения в поведении (19%), сокращение времени на мирские занятия (10%). И лишь немногие связывают это время с воздержанием от алкоголя, секса (2%), шумных праздников и увеселительных мероприятий (5%), показал опрос ВЦИОМ.

В пост особенным спросом начинают пользоваться "молочные продукты" растительного происхождения. Рост продаж постных продуктов в этой категории составляет в этот период 200%. Кроме соевого "молока" в ассортименте представлены соевые йогурты и десерты, растительные напитки (пшенное "молоко", гречневое, миндальное, рисовое), сливки для кофе растительные, фруктовые пюре, отмечает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям "Метро Кэш энд Керри" Оксана Токарева: "Спрос в категории "овощи-фрукты" в несколько весенних недель вырастает примерно на 20%. Особенно сильный прирост ощущается в подкатегориях: орехи, сухофрукты, грибы, салаты, овощные наборы и овощи - томаты, баклажаны, огурцы. Это как раз основные составляющие постного меню. На период поста мы каждый год вводим специальные позиции - "постные наборы" орехов и сухофруктов, дополнительные овощные наборы, а также проводим промоакции совместно с поставщиками по снижению цен, дегустациям. Замороженные фрукты/овощи традиционно пользуются спросом в период поста, продажи возрастают минимум на 50%".

Также стабильно в пост увеличивается спрос на рыбу и морепродукты. При этом основной рост приходится на морепродукты - креветки, морской коктейль. Наиболее популярной рыбой остаются семга и форель. Тем не менее в последнее время увеличивается спрос на традиционную российскую рыбу: треску, камбалу, пикшу.

Далеко не все россияне блюдут пост из религиозных соображений. Но какова бы ни была цель - соблюдение церковных обетов или очистка организма, - результат один. Растут продажи овощей, фруктов, злаковых, а заодно падают объемы продаж молока, мяса, птицы. Это уже оборотная сторона медали. Во время поста, когда запрещены к употреблению в пищу все продукты животного происхождения, продажи мясо-молочной продукции ощутимо снижаются. Как правило, на 3-5% по сравнению с другими месяцами.

Падение продажи мясо-молочной продукции во время поста незначительно, в масштабах компании практически незаметно, поскольку падение отмечается только в первую и последнюю недели Великого поста. Например, продажи молочной продукции в эти недели снижаются на 5%, подтверждает Владимир Русанов.

- Сокращения продаж традиционных "мясных" колбасных изделий особенно не наблюдается. Традиционно пользуются высоким спросом соевые колбасы - продажи в период Великого поста вырастают в несколько раз. Постные паштеты, желейные деликатесы, в частности, постные зельцы, показывают большой прирост, так же как и постные сосиски, - говорит Оксана Токарева. - Самое серьезное падение спроса во время поста мы наблюдаем в категории "мясо и птица". По категории "вино" снижения продаж практически не наблюдается. Если говорить про такую особенную категорию вин, как кагоры, то на последние две недели поста перед Пасхой приходится всплеск продаж этого продукта. Спрос на кагоры вырос за последние три года на 20-25%.

- Оценивая объем "постного" рынка в денежном выражении, можно условно говорить о том, что он, вероятно, не превышает 5-10 млрд руб., что в масштабах рынка продовольственных товаров, составляющего около 10 трлн руб., конечно, сравнительно немного, - резюмирует Максим Клягин.