02.04.2013 23:51
    Поделиться

    Дмитрий Медведев утвердил программу развития Дальнего Востока

    Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.

    Членов комиссии глава правительства решил вывезти непосредственно на Дальний Восток, выбрав местом для разговора Якутск. "Задачи у нас очень амбициозные, - подчеркнул премьер-министр, напомнив о содержании государственной программы по развитию региона. - Они заключаются в том, чтобы кардинально обновить энергетическую, транспортную, социальную инфраструктуру региона".

    Планы заложены такие, что уже сейчас возникают вопросы, из каких источников они будут финансироваться, чтобы госпрограмма и ее составляющие - две федеральные целевые программы - были выполнены в срок и в полном объеме. "В качестве источников предлагаю использовать в том числе и доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. Также для реализации инвестиционных проектов в качестве возможных заемных средств могут быть использованы средства Пенсионного фонда", - заметил Медведев.

    Правительство ждет эффект в том числе от деятельности Российского фонда прямых инвестиций и Фонда развития Дальнего Востока. У РФПИ на регион предусмотрено 25 миллиардов рублей, а Фонд развития в прошлом году докапитализировали на 15 миллиардов. "Пока я активной работы не вижу, - констатировал Медведев. - Нужно начинать, иначе возникают вопросы о дееспособности этих институтов и людей, которые там работают".

    Впрочем, только на бюджетные средства и государственную поддержку глава правительства вовсе не рассчитывает. "Здесь заклинаниями не поможешь", - заявил Медведев. Он хочет, чтобы один бюджетный рубль привлекал в регион как минимум пять рублей частных инвестиций.

    "Чтобы максимально полно реализовать имеющийся потенциал, необходимо сконцентрировать усилия на четырех основных направлениях", - считает министр экономического развития Андрей Белоусов. Это опережающее развитие транспортной инфраструктуры, реализация 15-20 комплексных инвестиционных проектов, формирование конкурентного рынка на Дальнем Востоке и развитие человеческого капитала на основе создания комфортных условий для проживания.

    В рамках программ запланирована реализация ряда проектов, призванных снять инфраструктурные ограничения в регионе. "Нужно обязательно изменить ситуацию, увеличивая пропускную способность БАМа и Транссиба, а также поменять ситуацию в дальневосточных морских портах", - напомнил глава кабинета министров. Только для развития двух железнодорожных магистралей объем дополнительного финансирования в 2013-2017 годах составит не менее 260 миллиардов рублей, которые премьер-министр считает целесообразным внести в уставной капитал ОАО "РЖД".

    Дмитрий Медведев также сообщил о подписанном им распоряжении о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения для строительства моста через Лену в районе Якутска. "На строительство и первый период эксплуатации моста планируется израсходовать более 80 миллиардов рублей, а подрядчики обязаны исходить из того, что затраты на содержание объекта напрямую зависят от качества материалов и строительных работ. Рассчитываю, что все будет сделано качественно и в срок", - указал глава правительства.

    Мостов Дальнему Востоку катастрофически не хватает. Министр по развитию Дальнего Востока, полпред президента в регионе Виктор Ишаев настоятельно просил пополнить список поручений проработкой такого вопроса, как возведение мостового перехода на Сахалин. "Понятно, что было бы оптимально сделать мост. Надо только понять, сколько это будет стоить и в какой момент делать", - заметил в ответ глава правительства.

    Транспортные ограничения на Дальнем Востоке накладывает и состояние, а иногда просто отсутствие качественных автомобильных дорог. Минэкономразвития предлагает выделить 60 миллиардов рублей, которые пригодятся в строительстве автомобильных трасс между Хабаровском, Владивостоком и Находкой.


    Еще один инфраструктурный проект связан с организацией в регионе бесперебойного авиасообщения. "Нужно реконструировать старые и строить новые взлетно-посадочные полосы, развивать малую авиацию, - подчеркнул глава кабинета министров. Большую часть работы мы рассчитываем завершить к 2016 году". По расчетам минэкономразвития, региональная авиация потребует чуть больше 100 миллиардов рублей вложений.

    Есть, правда, на Дальнем Востоке критические ситуации, которые не могут терпеть даже месяца. Ситуация в якутском Тикси, где министерство обороны закрыло аэропорт, совместно использовавшийся военной и гражданской авиацией, и выключило аэронавигационное оборудование. Тикси оказался в транспортной блокаде. О положении города премьеру напомнили на его встрече с региональным активом "Единой России", премьер пообещал еще раз поговорить с министерством обороны. "Надо сделать все, как запланировано, - еще раз напомнил он на заседании госкомиссии. - Люди должны получить возможность сообщения".

    Все ключевые проекты - железные дороги, автодороги, порты, электроэнергетика - потребуют в период до 2017 года 526 миллиардов бюджетных рублей. В 2013 году предусмотрено выделение 47 миллиардов, а следовательно, дополнительная потребность составит 476 миллиардов. "Основной источник финансирования - доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. Но я должен сказать, что этой суммы не хватит, - заявил министр Белоусов. - Это порядка 70-80 миллиардов рублей ежегодно, а требуется порядка 100".

    В министерстве финансов от отказа финансировать Дальний Восток в заявленном объеме, похоже, останавливает только тот факт, что программа входит в число особых приоритетов государства. Глава министерства Антон Силуанов напомнил, что в 2012 году от управления средствами ФНБ в бюджет поступило 80 миллиардов рублей, но они все уже учтены в доходной базе бюджета вплоть до 2016 года. Поэтому минфин предлагает перераспределять средства в действующих госпрограммах, в частности, в программе развития транспортной системы. "Нам необходимо также использовать возможности наших институтов развития, которые мы тоже наполнили бюджетными деньгами в прошлом году и в этом году, я думаю, будем наполнять", - согласен Силуанов с премьером.

    Но слишком много жалоб звучало в адрес этих институтов и особенно Фонда развития Дальнего Востока. Кто-то даже уточнял - это не критика, а разочарование от его работы. Дмитрий Медведев пообещал еще раз изучить роль и место фондов в развитии. "Я не исключаю, что в какой-то момент нужно будет поставить вопрос об изменении этого фонда именно на фонд, то есть на некоммерческую организацию, поскольку сейчас он функционирует как коммерческая организация, а это имеет свои плюсы и минусы", - подчеркнул глава правительства.

    А ему в свою очередь напомнили о предложении разместить где-нибудь на Дальнем Востоке свою, российскую офшорную зону. "У нас эта тема не просто так выскочила. Это не эмоциональная реакция на какие-то специфические процессы, которые происходят в еврозоне. Это тот вопрос, который необходимо просчитать и посмотреть на его плюсы и на весьма существенные издержки", - объяснил Медведев губернаторам, уточнив, что правительство сейчас этим и занимается.

    В конце концов все споры о деньгах и инструментах глава правительства решил тем, что сообщил о подписании им госпрограммы по Дальнему Востоку. "Мы не можем бесконечно дискутировать о судьбе этой программы, о том, хватит нам денег или не хватит. Надо начинать работать", - подвел он итог нескольких часов, на которые растянулось заседание госкомиссии.

    - Так что вперед, программа должна реализовываться, - напутствовал он министров и губернаторов.

    Поделиться