Обледенение самолета на стоянке аэродрома накануне вылета без его последующей обработки очищающей от наледи жидкостью - по-прежнему главная версия СК России о причине авиакатастрофы под Тюменью.
Эта версия была выдвинута экспертами еще 2 апреля прошлого года, когда случилась трагедия. Накануне вылета погода была идеальной для быстрого образования ледяной корки: температура колебалась около нуля, снег переходил в дождь и наоборот. Поскольку за рубежом несколько аварий с самолетами марки ATR были связаны именно с обледенением воздушного судна с последующей потерей управляемости, имелись основания проводить параллель с тюменской катастрофой.
3 и 4 апреля подозрения переросли в факты. Особенно когда выяснилось, что двигатели и системы контроля работали до самого соприкосновения с землей. "Проведенные экспертизы исключают версию о технической неисправности", - подытожил тогда тюменский губернатор Владимир Якушев.
По сведениям гендиректора аэропорта Рощино, в тот роковой день все лайнеры обливали жидким реагентом, помимо потерпевшего крушение. Это подтвердил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Хотя, по его словам, не было еще оснований считать причиной падения именно этот фактор, Мартиросов распорядился впредь все самолеты в принудительном порядке - без чьего-либо согласия - обрабатывать реагентом, препятствующим обледенению.
Следом официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил: "Эта версия подтверждается показаниями свидетелей, которые должны были проводить эти работы 2 апреля и записями камер видеонаблюдения аэропорта. Противообледенительную обработку самолетов такого типа, как оказалось, не проводят в обязательном порядке. Это делается по требованию командира экипажа. Перед вылетом в Сургут такой просьбы от Анцина и второго пилота не поступало".
И вот спустя год после катастрофы СК сообщает: "По одной из версий следствия, причиной катастрофы стало невыполнение подрядной организацией ООО "ЮТэйр-Техник" в соответствии с правилами эксплуатации воздушного судна процедуры по защите самолета от наземного обледенения. При температуре от + 1 до - 2 по Цельсию и выпадении осадков самолет всю ночь простоял на открытом воздухе. Утром сотрудники ООО "ЮТэйр-Техник" не произвели осмотр воздушного судна и выпустили его в рейс с явными признаками обледенения. Также в нарушение требований руководства по производству полетов командир судна не произвел осмотр самолета и принял решение о вылете с признаками обледенения".
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) подготовила проект окончательного отчета о результатах расследования катастрофы самолета ATR-72 под Тюменью.
Сегодня, напомним, исполнился ровно год с момента трагедии, унесшей жизни 33 из 43 человек, находившихся на борту.