В 2012 году стройкомплекс страны сработал неплохо и вышел на докризисные показатели. За 2011-2012 годы, по данным минрегионразвития, рост объемов работ в строительстве составил 29% в абсолютных ценах. При этом за прошлый год выручка строительных организаций составила рекордную цифру в 5,7 трлн рублей (по данным Росстата). Это неплохие показатели, однако успокаиваться пока рано - многие строительные компании до сих пор работают с неполной загрузкой.
Более того, очень многие мои коллеги из-за ненормальных условий государственных аукционов вынуждены сознательно идти на серьезное снижение цен, лишь бы только сохранить кадры и саму компанию. Именно в этом лежит корень многих бед и проблем, когда приходится подводить итоги реализации федеральных программ. Ведь якобы сэкономленные на этих аукционах деньги довольно часто оборачиваются либо сорванными, либо с дефектами построенными объектами, многолетними недостроями, удорожанием объектов в процессе строительства, скандалами и прочими весьма неприятными последствиями. ФАС, ратуя за сохранение электронных аукционов в строительстве, при этом не проводит анализ последствий аукционов, нет статистики по сорванным и брошенным объектам. Полагаю, что объединению строителей необходимо всерьез заняться этой проблемой и собрать такие данные. Мы считаем необходимой введение предквалификации для участников торгов, чтобы компания, построившая пару домов или склад, не могла выиграть торги на строительство морского порта. А сейчас это не просто возможно - это случается довольно часто. Другое наше предложение заключается в введении понятия демпинга в законодательную практику и установлении предельного его размера. Иначе аукционы с демпингом до 90% будут продолжаться, а ФАС по-прежнему будет признавать их состоявшимися. И мы активно продвигаем позицию, чтобы в числе конкурсной документации заказчик запрашивал свидетельство о допусках на виды работ, выданное СРО. Это позволит отсечь компании с липовыми допусками и заставит задуматься СРО о своей репутации - особенно коммерческие строительные организации, которые выдачу допусков сделали бизнесом.
Увеличение объемов строительства в 2011-2012 годах стало возможным прежде всего благодаря росту объемов строительства жилья, а также за счет строительства объектов для таких значимых для страны мероприятий, как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи-2014, Универсиада в Казани.
Однако мы видим, что цены на жилье, упавшие в 2009 году и "стоявшие на месте" в 2010 и 2011 годах, сейчас медленно, но верно начали расти. Очевидно, что это вызвано и инфляцией, и неудовлетворенным спросом, и ростом в других отраслях экономики, но немалую роль здесь играют рост тарифов естественных монополий и административные барьеры в строительстве. Пока, несмотря на все попытки федеральной власти, количество этих барьеров остается на прежнем уровне, а если где-то и уменьшается, то только за счет вмешательства региональных властей. Строительная отрасль очень ждет постановления Правительства России об исчерпывающем перечне административных процедур в строительстве. Благодаря которому количество процедур снизится со 100 до 38, а время их прохождения - с 3 лет до 1 года. Это очень существенная экономия и времени, и средств.
На съезде планируется обсудить и внедрение новых материалов и технологий в строительстве. Сделать это не так просто, ведь очень часто внедрение передовых технологий на этапе строительства ведет к удорожанию объекта, но затем к существенному сокращению издержек при эксплуатации. И заказчик далеко не всегда готов на это пойти, да и пресловутые аукционы просто зарубят такие инициативы на корню. Поэтому помимо стандартов и нормативов на такие материалы и технологии необходимы властные решения, которые позволят внедрять новации на этапе строительства.