01.04.2013 23:09
    Поделиться

    Андрей Могучий: Для меня как режиссера главное - это актер

    Символ начала новой жизни петербургского БДТ им. Товстоногова: на новой для коллектива сцене возрожденного недавно Каменноостровского театра министр культуры РФ Владимир Мединский представил прославленной труппе нового (опять же!) художественного руководителя.

    Интрига с назначением умерла, правда, еще за несколько дней до этого. В Северной столице уже с середины марта называли лишь одну фамилию "наиболее вероятного кандидата" на пост главного к товстоноговцам - Андрей Могучий.

    Сам режиссер-новатор, каковым Могучий слывет с первых лет своей работы в искусстве, отмалчивался. В последние годы он активно сотрудничает с Александринским театром, там скоро открывается еще одна сцена, с которой "связывал немало надежд". Предложение возглавить воспитанный на классическом репертуаре реалистический Большой драматический театр стало для 51-летнего "экспериментатора сцены", по его признанию, "стрессовым".

    На церемонии в Каменноостровском театре Андрей Анатольевич, чуть припозднившись, занял свое место в первом ряду партера рядом с корифеями Алисой Фрейндлих, Людмилой Макаровой. Как раз в тот момент, когда министр культуры вручал уходящему худруку Темуру Чхеидзе почетный знак ведомства "За вклад в российскую культуру". Вся труппа в этот момент встала, вогнав Темура Нодаровича в краску смущения, бурными аплодисментами благодаря за то, что провел с ней в общей сложности 22 года, из них последние шесть - в ранге худрука и главрежа.

    - Когда что-то заканчивается, всегда грустно, - сказал Чхеидзе. - Но у меня твердая убежденность, что такой театр, как БДТ, будет развиваться. Для развития необходим новый этап, и он наступил. Кто бы что ни говорил, вы - очень хорошая труппа. Я был счастлив с вами!

    Потому ли, что Темур Чхеидзе сам в канун нового года написал заявление об уходе из БДТ (а говорил о желании уйти много раньше), или все дело в строгом воспитании, полученном артистами при "добровольной диктатуре" Георгия Товстоногова, но смена власти и, судя по всему, художественного направления, обошлась здесь без скандала. И вообще без какой-либо нервности, столь свойственной творческим коллективам. Корреспондент "РГ" убедилась в этом, поговорив с несколькими ведущими актерами труппы.

    Справедливости ради замечу, что не все соглашаются на комментарии. Осторожничают: надо сначала присмотреться, понять, что там будет при новом руководстве, скажем "не то", а нас потом лишат ролей ... Для артистов ведь важно играть, и как можно больше. Товстоноговская труппа славится тем, что ленивые, инертные в ней, как правило, не задерживаются. Но в целом о грядущих переменах говорят здесь с оптимизмом.

    Предложение возглавить БДТ стало для 51-летнего "экспериментатора сцены" "стрессовым"

    - Настроение в коллективе точно не упадническое, - уверяет народный артист Георгий Штиль, в БДТ он с 1961 года. - Все, конечно, надеялись, что худруком станет Олег Басилашвили... И он как будто не возражал занять этот пост, но в последний момент все же отказался. Что ж, приходит новый человек. Говорят, толковый постановщик. Жаль, что до сегодняшнего дня мы с ним не встречались. Может, был смысл пообщаться предварительно с актерами, прежде чем соглашаться на такую ответственную должность? С другой стороны, может, боялся сглазить? В общем, надеемся на лучшее. Могучий - профессионал, актеры - профессионалы. Должно, мне кажется, срастись!

    - Я на спектакли коллег хожу редко, мало свободного времени, - призналась актриса Мария Лаврова, дочь прославленного Кирилла Лаврова. - Но одну нашумевшую постановку Андрея Могучего "Pro Турандот" в театре "Приют комедианта" видела. Каких-то особых модернистских "выкрутасов" в ней нет. Что вселяет надежду на то, что классический театр ему все-таки не чужд.


    Андрей Могучий: Для меня как режиссера главное - это актер. Фото: ИТАР-ТАСС

    - Я был вторым педагогом на курсе в Институте культуры, когда там учился Могучий, - вспоминает заслуженный артист Сергей Лосев. - Он тогда уже руководил своим "Формальным театром", пусть самодеятельным, но все-таки - Театром. Выделялся среди студентов активностью, буквально фонтанировал идеями... Какой у него характер? Спокойный. У современных режиссеров в основном агрессивная манера работы с актерами. Иные артиста и не видят, только себя да свою идею. Андрей в этом смысле "старорежимный". Вся надежда у нас на то, что он в силу возраста перерос столь любимый им формализм и повернется к классике.

    ... В приватных разговорах товстоноговцы признавались, что "согласились на Могучего" не в последнюю очередь потому, что он свой, питерский. Вырос на лучших спектаклях того же БДТ. Не может не понимать, как непросто собрать труппу профессионалов, удержать их в репертуарном театре. Из этого исходил и худсовет, сказавший решительное "нет" другим "верным кандидатам".

    А кандидатов, по словам министра Мединского, было не менее двух десятков. Выбор же в пользу А. А. Могучего был сделан потому, что "человек он яркий, талантливый, удачно сочетает в своей работе традиционализм и новаторство". В итоге и старейшины, и худсовет, и Фонд поддержки БДТ единодушно поддержали кандидатуру Андрея Анатольевича Могучего...

    Дословно

    Андрей Могучий, художественный руководитель и главный режиссер БДТ им. Товстоногова:

    - Конечно, я обязательно должен сказать, что данное назначение для меня большая честь. С другой стороны, я пока не знаю, как к нему относиться. Консультировался с близкими по духу людьми, решил рискнуть.

    Не только актеров, но и меня тоже обуревает определенный страх. Как, собственно, и надежда. По городу ходят разговоры о том, что с моим приходом в БДТ начнутся "кровавые перемены". Нет, я хочу всех уверить, что этого не будет. Все будет медленно. И не больно. Я уже говорил на худсовете коллектива, что меня, как для режиссера, главное - актер. Всегда на первом месте - Актер. Работаю и буду продолжать работать в первую очередь на него и ради него.

    У меня остаются еще некоторые обязательства перед Александринским театром. В мае мы открываем там новую площадку. И все экспериментальные постановки вынесем туда - я уже договорился об этом с Валерием Фокиным. Основная же сцена Большого драматического требует аккуратности, бережности, внимания. БДТ не просто мое детство. Я вырос на его спектаклях, и это часть моей персональной судьбы.

    Поделиться