В 2012 году исполнение региональных бюджетов ухудшилось. Обязательства, связанные с повышением зарплат бюджетникам, плюс замедление темпов роста доходов привели к тому, что все больше территорий сталкивается с текущим дефицитом бюджета. Проще говоря, расходы - прежде всего выплата зарплат - начинают превышать доходы, которые субъекты получают от налогов и других отчислений в бюджет. "В 2012 году регионов, столкнувшихся с этой проблемой, было 40. В 2013-м уже может быть больше 50", - констатировал в разговоре с корреспондентом "РГ" замдиректора группы региональных и муниципальных финансов Standard & Poor s (S&P) Карен Вартапетов.
В 2012 году налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов оказались на 332 миллиарда рублей меньше, чем проектировки минфина, отмечали в своем недавнем исследовании эксперты Центра развития НИУ "Высшая школа экономики". По налогу на прибыль субъекты недобрали около 260 миллиардов рублей. Соответственно и бюджетный дефицит оказался больше ожидаемого в 8 раз - 278 миллиардов рублей вместо 32. В 2013 году дефицит может вырасти до 500 миллиардов рублей - 0,7 процента ВВП.
Минэкономразвития ожидает, что к 2018 году дефицит региональных "кошельков" увеличится в 36 раз. "Но уже прошлый год показал, что не все территории в состоянии вовремя справиться с обязательствами по повышению зарплат, - отметил, комментируя ситуацию "РГ", замминистра экономического развития Андрей Клепач. - Многие вынуждены решать задачу в рамках этого бюджетного года. Так что нагрузка на бюджеты действительно растет, и с этим нужно что-то делать".
По закону о федеральном бюджете регионы в качестве финансовой помощи должны в течение трех лет получить из федерации больше 300 миллиардов рублей. На 2013 год предусмотрено 100 миллиардов рублей. Как сообщили "РГ" в минфине, 60 миллиардов уже распределены, еще 40 миллиардов будут "расписаны" во втором полугодии.
Но этих денег явно не хватит. Уже сейчас для латания бюджетных дыр многие регионы вынуждены занимать деньги на рынке и наращивать долги. В минфине на это смотрят спокойно. По данным ведомства, на 1 марта 2013 года общий долг субъектов был на уровне 1,28 триллиона рублей - 23,3 процента от утвержденного объема доходов региональных бюджетов. Таким образом, уровень долговой нагрузки находится на экономически безопасном уровне, а обязательства по погашению долга достаточно равномерно распределены по годам и в среднем не превышают 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, резюмируют в минфине.
По прогнозам S&P, долг субъектов в 2013 году вырастет на 22-23 процента. Хотя даже на таком уровне, если брать в расчет международные стандарты, он останется невысоким и не будет нести никаких рисков, полагают эксперты. А вот график погашения - другое дело. "В российских условиях привлечь длинные заимствования сложно. В этой связи у регионов каждый год возникает потребность в рефинансировании, то есть в привлечении новых кредитов для того, чтобы расплатиться с уже взятыми, - поясняет Карен Вартапетов. - Сильные регионы могут себе позволить занимать на три года и больше. В тех регионах, как правило, слабых, где гонятся за низкой ставкой и берут короткие, но дешевые кредиты, возникают риски рефинансирования. Им требуется дополнительная поддержка".
В прошлом году объем финансовой помощи из бюджета был увеличен на 25 миллиардов, и в конечном итоге составил почти 130 миллиардов рублей. В нынешнем - предусмотрено 75 миллиардов рублей. Но исполнение региональных бюджетов будет еще хуже, чем в 2012-м. Так что, скорее всего, минфину придется снова что-то добавлять", - заключает Вартапетов.
Аналитики Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" полагают, что регионам можно было бы повысить трансферты из федерального бюджета, например, оставив на уровне 2012 года, когда они были на 0,74 процента ВВП больше, чем в законе о бюджете на текущий год. Но тогда федеральному бюджету может не хватить ресурсов на финансирование своих расходных обязательств. Выхода из этой ситуации только два: существенно повысить эффективность бюджетных расходов или изменить бюджетное правило и использовать большую часть нефтегазовых доходов на финансирование текущих обязательств бюджета.