Новости

Кто выиграет: покупатель или магазин
Российские магазины и сервисные предприятия уже с 1 января 2014 года могут обязать принимать к оплате банковские карты. Такой законопроект опубликовал на своем сайте минфин. Эксперты "РГ" инициативу приветствуют. По их словам, в выигрыше будут все: и покупатели, и магазины, и банки.

Речь идет о поправках в закон о защите прав потребителей. По Гражданскому кодексу россияне могут использовать для расчетов как "живые" деньги, так и банковские карты. Но на практике у клиентов магазинов и сервисных предприятий часто не бывает возможности расплатиться "пластиком". Это связано с тем, что обязанность продавцов принимать к оплате карты, не закреплена законом, отмечают разработчики поправок в пояснительной записке. Этот пробел они и предлагают восполнить.

С 1 января 2014-го специальное оборудование для приема безналичных платежей - так называемые POS-терминалы - должно будет появиться во всех магазинах. Исключение сделают лишь для мелких торговых точек с годовой выручкой менее 60 миллионов рублей в год. В минфине надеются, что инициатива будет способствовать развитию безналичных расчетов и повысит доступность платежной инфраструктуры.

"Инициатива абсолютно правильная. И в ней помимо минфина должны быть заинтересованы сами торговые предприятия. Хотя бы с точки зрения маркетинга, чтобы не терять клиентов, - комментирует "РГ" глава Центросоюза России, вице-президент "ОПОРЫ России" Евгений Кузнецов.

Что касается затрат, то банки сами стремятся устанавливать в магазинах свои платежные системы, поскольку применяют зачастую практику внедрения скидок и бонусов за пользование картой конкретного банка в конкретном магазине. Так что торговые предприятия, даже если законопроект будет принят, скорее всего, не понесут дополнительных затрат, полагает Кузнецов. "Новая мера могла бы ударить по небольшим торговым точкам в сельской местности. Туда банкам идти не выгодно, и магазинам пришлось бы устанавливать оборудование для приема карт за свой счет. Но, к счастью, для маленьких магазинов в законе сделали исключение", - резюмирует эксперт.

Елена Комкова, партнер Retail Training Group, согласна: обычно банк действительно бесплатно устанавливает оборудование. А стоимость его обслуживания не превышает 1-2 процентов от объема операций.

Исключение сделают лишь для мелких торговых точек с выручкой менее 60 миллионов рублей в год

Так что для большинства магазинов "пластиковая кампания" затратной не будет. И уж точно не станет поводом для повышения цен. "Их рост редко связан с увеличением затрат магазина, чаще это следствие роста закупочных цен или перепозиционирования магазина", уточняет Комкова.

По последним данным ЦБ, на 1 января 2013 года российские банки выпустили 240 миллионов пластиковых карт. В то же время результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что только 15 процентов владельцев карт в России всегда расплачиваются ими в магазине, если есть такая возможность. Еще 27 процентов используют карты для оплаты лишь, если не имеют при себе наличных. А практически половина россиян никогда не оплачивает покупки банковской картой.

Главная причина, отмечают специалисты НАФИ, неразвитость инфраструктуры. Она насчитывает более миллиона банкоматов, POS-терминалов и других устройств, но этого все равно недостаточно. Особенно для такой большой страны. К тому же все эти устройства в основном сосредоточены в крупных городах. За их пределами пластиковыми картами если и можно пользоваться, то только для того, чтобы снять наличные в редко встречающихся банкоматах.

Есть и другие нюансы. Например, сбои, которые происходят при расчетах пластиковыми картами. Случается это не слишком часто, но доставляет определенные неудобства. Особенно, если в кошельке у человека вдруг не оказалось наличных, а искать банкомат нет времени.

"Одна из основных причин сбоев - проблемы с самим POS-терминалом и каналом связи. Например, доступ в Интернет нестабильный или телефонная сеть перегружена, - поясняет "РГ" Антон Сергунов, директор департамента развития кредитных карт "Хоум Кредит". - Реже встречаются проблемы с чтением самой карты - магнитная полоса повреждена или размагнитилась. В таком случае это вина владельца "пластика", который должен следить за состоянием карты.

Александр Базанов, директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка, добавляет, что проблемы могут возникнуть также как на стороне процессинговых центров банков-эмитентов (тех, которые выпускают карты), так и на стороне банков-эквайеров, - они проводят расчеты по пластиковым картам.

На случай таких ситуаций стоит подключить услугу sms-информирования, чтобы понимать, прошла операции или нет, советуют эксперты. "К сожалению, от таких случаев никто не застрахован, поэтому наш совет иметь при себе несколько карт, разных платежных систем и желательно разных банков", - уточняет Антон Сергунов.

Директор департамента процессинга банка "Петрокоммерц" Александр Цуркин в свою очередь добавляет, что когда прием к оплате банковских карт станет повсеместно распространенной практикой, опыт и знания технологических решений будут нарабатываться значительно быстрее, что и повысит качество услуг.

Некоторых владельцев "пластика" возмущает, что у них при расчете картой требуют паспорт. И, на первый взгляд, они имеют полное право для недовольства.

Дело в том, что ни в одном законе нет пункта, который бы в таких случаях обязывал человека предъявлять удостоверение личности - паспорт или, к примеру, водительские права. Однако, подписывая с банком договор на выпуск "пластика", человек соглашается, что в определенных ситуациях от него могут потребовать подтверждение, что именно он владеет картой. Как пояснил "РГ" Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный", это требования международных платежных систем, которые они "транслируют" на работающие с ними банки, а те, в свою очередь, на торговые сети. Платежи с использованием пластиковых карт трудно идентифицировать, поэтому работники торговли и просят у клиентов документы. Особенно в случаях крупных покупок. "Это, конечно, может создать определенный дискомфорт, но я бы посоветовал владельцам карт реагировать спокойно, - говорит Трапаидзе. - Случаев мошенничества с "пластиком" достаточно много. Доходит до того, что умельцы изготавливают дубликаты карт, и с их помощью тратят чужие деньги. Требования показать документы - часть защиты от мошенников. Не стоит ею пренебрегать".

А как у них

Текст: (Берлин)

У более чем 80 процентов немцев есть кредитные карточки, или так называемые еврокарты, которые облегчают, например, оплату покупок в магазинах, бензина на заправках, а также дают возможность безналичного расчета в гостиницах и в Интернете.

Как рассказал "РГ" представитель кредитного предприятия "Виза-Германия" Маттиас Адель, 90 процентов всех покупок с помощью кредитной карточки этой системы осуществляется за подписью владельца. Иногда необходимо набрать пин-код. Какой способ применяется, зависит от оборудования, применяемого тем или иным торговым предприятием. Порой фирмы требуют от своих покупателей предъявить удостоверение личности или водительское удостоверение, поскольку оба выдаются государственными учреждениями и имеют фотографию владельца.

Иногда это делается выборочно, однако есть и некоторые торговые сети, которые ввели это правило для каждого покупателя "для безопасности" - иными словами, чтобы оградить себя от злоупотреблений ворованными карточками. Маттиас Адель подчеркнул, что это условие налагается не кредитным предприятием, а торговым субъектом, который вправе вводить любые правила на своей территории. Немцев это обычно не напрягает: их удостоверение личности размером с кредитку спокойно умещается в портмоне. А вот иностранцам, которые не всегда носят с собой большие заграничные паспорта, иногда приходится отказаться от покупки, если в порядке установленной контрольной проверки на кассе от него затребуют идентификацию личности.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке