По первому замыслу фильм должен был сниматься с итальянцами, а роль доктора Рагина предназначалась Марчелло Мастроянни:
- Мы с Сашей Бородянским написали этот сценарий более двадцати лет назад, - рассказывает Карен Шахназаров, - и должны были его снимать с итальянским продюсером. Но хотя диалоги там чеховские, действие перенесено в современность, а это не устраивало итальянцев: они хотели чего-то в духе "Очей черных". Сорвалось. Теперь я думаю, что итальянцы были правы: такая мегазвезда, как Марчелло Мастроянни, плохо сочетается с нашей концепцией. Многое из придуманного я потом использовал в "Цареубийце" - этот фильм вырос из "Палаты N 6". А сценарий все лежал: я не мог найти исполнителя на главную роль. И вот, снимая финал "Исчезнувшей империи", я обратил внимание, в какой великолепной форме актер Владимир Ильин. Это и побудило вернуться к "Палате N 6". Чехов поразительно актуален: даже не по себе становится от того, что за сто лет ничего не изменилось! Хотелось снять картину, где я как режиссер был бы абсолютно свободен. И многое из того, чего в сценарии нельзя было и вообразить, приходило в процессе съемок...
... Я тоже думаю, что фильму повезло: вместо экспортного варианта мы получили глубоко российский оригинал. Думаю, что любимый мною Мастроянни так бы не смог, как это сыграл Владимир Ильин, - актер, рядом с которым я мало кого рискнул бы поставить. Его взгляд - взгляд врача, к которому мы прибегаем как к последнему спасению. Но этот взгляд ясно говорит нам: помочь уже нельзя - метастазы безумия проникли во все общество, почти не оставив здоровых клеток.
Фильм снимался в реальной психиатрической больнице и начинается беседами с ее реальными пациентами, а заканчивается лунатическим праздником, где веселятся обезумевшие, - и радоваться приходу такой новой эпохи невозможно.
Этот фильм тоже из тех, которые нельзя смотреть, сверяя каждый кадр с томиком Чехова. Чехов потому и классик, что провидел на век вперед, а Владимира Ильина можно без преувеличения назвать великим актером - потому что один его взгляд вобрал все скорби современной России.
"Русские деньги"
"После "Темного царства", который посмотрел на одном дыхании, "Русские деньги" смотреть было тяжелее, но не менее интересно. На удивление не вызвал у меня раздражения Юрий Гальцев, к которому была непонятная заочная неприязнь. Спасибо координаторам "Дубль дв@" за знакомство с Островским, я, честно признаюсь, даже в школе его не читал. Сейчас уже не пропущу.
Руднев".
"2-АССА-2"
"Соловьев - гений. Нет, ну правда, гений. "Потому что Кинг-Конг умер". Заставить одновременно плакать и смеяться... 20 лет, 20 лет от "Мы ждем перемен" Цоя до "Мы уже не ждем перемен" Шнурова. Вроде и перемены были, а почему-то ничего не изменилось. Но уже не ждем. И только бросаемся периодически под поезд. Потому что во все века нам "диктует моду на мораль" духовное отребье. Грустно.
Фильм однозначно лучший из просмотренных пока на фестивале. Просто гениальный сборник из прописных и непрописных истин, готовых разойтись на цитаты в мгновение ока. Истин и откровений. По крайней мере, для меня стало откровением такое количество параллелей с делами давно, и не очень чтоб и давно, минувших лет. XX век, XIX век, современность, все так переплелось в душе страны, плачущей по своим непутевым детям.
Отдельное спасибо за "корму-попкорну". Как же теперь себя заставить не петь это в кинотеатрах, ума не приложу.
Александр Егоров".