Во всем мире пчеловодство, имея стабильную и практически неисчерпаемую сырьевую базу, считается высокорентабельной отраслью. Во времена СССР Киргизия занимала третье место после России и Украины по сбору меда. Тогда в республике насчитывалось почти 500 тысяч пчелиных семей, а объем производимого меда ежегодно достигал 12 тысяч тонн. Продукт экспортировался в том числе в Индию, где использовался в фармацевтике и изготовлении косметики. Сейчас из-за высокой себестоимости мед Киргизии больше не выдерживает конкуренции на зарубежных рынках.
Увы, сегодня количество пчелосемей в Киргизии едва доходит до 100 тысяч, а продать произведенный ими мед за границу очень сложно. Все потому, что в КР нет специальной лаборатории, которая бы определяла качество продукции и подтверждала его сертификатом международного образца. Выйти на рынки стран Всемирной торговой организации и Таможенного союза без этого документа невозможно. Сами пчеловоды при этом уверены: торговые представительства республики за рубежом недостаточно активно поддерживают их интересы. Именно такая деятельность, к примеру проведение выставок-ярмарок, могла бы способствовать увеличению экспорта меда из КР.
Но, кроме этой проблемы, есть и другие. Так, отрасль терпит убытки из-за несогласованности работы государственных структур. Дело дошло до того, что пчеловоды вынуждены просить главу правительства упорядочить цены на оказание ветеринарных услуг и получение разрешительных документов в госорганах.
- В начале сезона при выезде на кочевки все ульи проходят ветеринарный осмотр. Об этом делается отметка в паспорте пасеки. Чтобы получить мед, пчеловод за сезон меняет от четырех до шести кочевок, а иногда и больше. Однако при переезде на новое место он каждый раз должен обращаться к ветеринару, чтобы тот обследовал пчел и произведенный ими мед. Это все стоит больших денег. Мед сам по себе не содержит вирусов или опасных бактерий. Тем не менее, при его экспорте в страны СНГ я должен получить сертификаты соответствия и сангигиены, которые тоже стоят недешево. А в России - снова делать экспертизу и платить. В итоге цена килограмма меда вырастает почти в три раза, - рассказал "РГ" пчеловод Сергей Кириченко.
По словам его коллеги Андрея Матушкина, экспортировать киргизский мед сегодня очень тяжело по нескольким причинам. Прежде всего из-за принятого недавно постановления кабинета министров, где говорится, что этот продукт - стратегическое сырье и его вывоз за пределы республики в больших партиях без специального разрешения запрещен.
К проблемам киргизских пчеловодов нужно отнести и ограниченность территорий медосбора. В советское время многие пасечники выезжали в Казахстан, где есть богатые травами места, а сегодня пересекать границу слишком дорого.
Сергей Тихонов, председатель правления республиканского добровольного общества пчеловодов КР:
- Отрасль могла бы стать бюджето-образующей, если бы не волокита и бюрократия. Мы "пробиваем" принятие нового закона "О пчеловодстве" с 2005 года. Его проект давно прошел все необходимые согласования и находится в парламенте. Но все тщетно, нас словно игнорируют. Из-за этого отрасль фактически находится в подвешенном состоянии. Многие с риском для себя в обход таможенных органов пытаются вывозить мед за рубеж. Постепенно пасечники переходят на "дедовский" метод работы, о промышленном производстве и не мечтают. И все же самой большой проблемой пчеловодов страны остается отсутствие рынков сбыта. Раньше киргизский мед пользовался большим спросом в России и Казахстане.
Абдумалик Эгембердиев, директор департамента пастбищ министерства сельского хозяйства КР:
- Среди основных мер, которые минсельхоз планирует принять для повышения уровня производства меда и увеличения его экспорта, - распространение пчеловодства в регионах, где оно не является традиционным видом деятельности. Это будет способствовать увеличению продуктивности растениеводства благодаря лучшему опылению садов и полей и обеспечит пчеловодам новые территории. Кроме этого, необходимо разработать специальную программу и принять новый закон "О пчеловодстве", так как требования действующего сегодня нормативно-правового акта устарели. Мы также сейчас разрабатываем технические регламенты для продукции пчеловодства. Думаю, эти меры позволят Киргизии выйти на мировой медовый рынок.