Эта выставка основана на материалах каталога "Памятники монументальной живописи Восточной Пруссии на территории Калининградской области", изданного музеем на выигранный в прошлом году грант Гете-Института. В каталог вошли фотодокументы из архива цветных диапозитивов Центрального института истории искусств в Мюнхене, неизвестные до последнего времени в России.
Как рассказали в музее, предоставленная "Фридландским воротам" часть архива содержит фотографии объектов, расположенных на территории современной Калининградской области. Эти уникальные цветные фотографии, сделанные в 1943-1945 годах, являются последними по времени и зачастую единственными цветными снимками монументальной живописи на территории Калининградской области.
На большинстве снимков запечатлено живописное убранство церквей, есть циклы, посвященные орденским замкам Лохштедт и Кенигсберг - в начале XX века их превратили в музейные комплексы.
Правообладатели архива, помимо передачи уникальных высококачественных цифровых изображений, предоставили музею право на некоммерческое издание полного каталога, который может стать хорошей основой в работах по восстановлению, сохранению и реставрации уцелевших памятников, как, например, Королевский замок, Кафедральный собор, кирха в Арнау и еще 15 объектов. К тому же данный архив является уникальным искусствоведческим материалом, дающим возможность изучения монументальной живописи, в том числе и утраченной в период Второй Мировой войны.
В продолжение обсуждения темы фресок Восточной Пруссии 4 апреля в музее проходит круглый стол с участием сотрудников мюнхенского Центрального института истории искусств.
Выставка "Фрески Восточной Пруссии" будет работать в музее "Фридландские ворота до 9 июня 2013 года. Затем запланирован ее прокат по городам Калининградской области: Замок Инстербург (Черняховск), Гусевский историко-краеведческий музей им. А.М. Иванова, Музей истории города Советска.
В рамках работы выставки планируется проведение семинаров для экскурсоводов и гидов-переводчиков, мастер-классов для студентов учебных заведений художественной и дизайнерской направленности и творческих занятий для детей.
Справка "РГ"
Кампания по фотофиксации монументальной живописи проводилась в 1943-1945 годах, когда угроза разрушения исторических памятников стала реальностью. Специалисты по охране памятников составили список, в который были включены около 2000 объектов. Группа фотографов разъехалась по разным городам Европы. В среднем делалось 50 снимков каждого объекта, с каждого снимка изготавливали 5 копий.
Еще до окончания войны цветные диапозитивы поместили в специальные хранилища, рассредоточенные по территории Германии. В 1947 году такие хранилища были обнаружены во Фрайбурге, Тюбингене и Майнце. Фрайбургские и тюбингенские находки в 1956 году достались Центральному институту истории искусств в Мюнхене.
К 1965 году обработка диапозитивов была завершена. Однако к 1990-м годам возникла угроза их утраты из-за старения пленок вследствие физико-химических процессов. Эту проблему удалось решить при помощи электронных технологий: в 2000-2005 годах при содействии Марбургского фотоархива изображения прошли оцифровку.