Я не случайно использовал наречие "почти". Формально гражданин числился директором общества с ограниченной ответственностью, некогда вроде бы процветавшего, а затем скоропостижно закрывшегося. Настоящие его владельцы, судя по всему, заранее предусмотрели крушение своего, по сути, бумажного кораблика и план эвакуации с него. Сначала заключили устный договор с доверчивым товарищем: "Зарегистрируем тебя директором. Ничего делать не придется, как и нести какую-либо ответственность, зато денежкой отблагодарим. Нужен лишь паспорт на пару дней".
В одночасье и по собственной воле простой гражданин превратился в начальника. Его данные занесли в учредительные документы, в единый госреестр. Все было хорошо, пока гром не грянул - из налоговой службы. Выяснилось, что хитрая "ооошка" убегала от фискальных сборов. Ее задолженность перед бюджетом РФ превысила 40 миллионов рублей. Территориальное управление ФНС обратилось в суд с иском о признании организации банкротом. Дальше - больше. В ходе конкурсного производства должник не погасил требования кредиторов на 61 миллион рублей. УФНС, обсудив ситуацию с конкурсным управляющим, не нашло ничего лучшего, чем привлечь липового директора к так называемой субсидиарной ответственности.
Ответчик пытался убедить суд: мол, не имел даже малейшего отношения к работе общества. Суд его утверждение не опроверг, однако долг обязал выплатить - на основании положений закона о банкротстве.
- Человека, конечно, жалко. Не представляю, как он погасит эту сумму - просто невероятную для физического лица. Абсолютно точно, что его имущество арестуют, а львиная доля доходов будет взыскиваться в пользу государства. Но обращаю внимание на то, что ответчик изначально способствовал преступлению - помог создать организацию, которая в числе прочего использовалась и для уклонения от уплаты налогов, - говорит начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства регионального УФНС Вера Белослудцева.
Между тем случай, если не считать величину долга, рядовой. Каждая вторая выездная налоговая проверка юридических лиц, по данным управления, выявляет номинальных руководителя и учредителя. В таком качестве может выступать даже бомж - такие факты известны. Главное для бизнесменов-мошенников - получить согласие человека на использование его паспортных данных. Затем он никаких финансовых и прочих документов не подписывает, но все же рискует попасть в долговую яму.
Эксперты по уголовному праву замечают: если лукавых предпринимателей не выявлять и не наказывать по всей строгости закона за создание липовых фирм, совершение сомнительных юридических сделок и уход от налогов, то обороты теневой экономики будут лишь возрастать. А у директоров таких фирм, как правило, карманы дырявые.