Новости

03.04.2013 20:11
Рубрика: Экономика

Поезда заменят на автобусы

Железнодорожники подводят итоги акции "Сохраним поезд", которая прошла на вокзалах России в конце марта. Собирать подписи пассажиров под обращением к региональным и федеральным властям их заставило хроническое недофинансирование пассажирских перевозок - как дальних, так и пригородных.

В частности, в 2013 году не предусмотрена полная компенсация выпадающих доходов от тарифного регулирования на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования: вместо необходимых 36,3 миллиарда рублей в федеральном бюджете на эти цели заложено только 13,6 миллиарда.

С января 2012 года маршрутная сеть сократилась на 18 поездов. Один из них - Пермь-Москва - на свердловской дороге. Еще пять поездов на Урале изменят периодичность курсирования. Столько же будет отменено с вводом летнего графика.

- Недофинансирование и убытки, которые мы прогнозируем по итогам года, вынуждают нас продолжать сокращение поездов по завершении летних перевозок, - сообщил начальник уральского филиала Федеральной пассажирской компании Олег Стельмаченко.

Федерация и в будущем намерена снижать объемы компенсации выпадающих доходов за дальние перевозки - вдвое к уровню предыдущих лет. А к 2016 году Минфин запланировал отменить федеральное субсидирование расходов на инфраструктуру пригородным компаниям. Это означает, что финансовая ответственность за перевозку пассажиров ляжет на бюджеты субъектов Федерации. Сегодня именно региональные власти выступают заказчиками пригородных перевозок, они же компенсируют дороге выпадающие доходы. В 2012 году уровень этой компенсации на территории большей части УрФО составил 92 процента. Так, бюджет Свердловской области покрывает 77 процентов убытков пригородных перевозчиков, Тюменской - 78, Югры - 96.

Непростая ситуация сложилась в Курганской и Челябинской областях. В середине марта пригородная компания объявила, что в Зауралье электричек больше не будет: долги регионального бюджета за два предыдущих года и часть нынешнего превысили 250 миллионов рублей. Однако буквально на днях властям и железнодорожникам удалось примириться: договор на пассажирские перевозки продлен до конца года с условием ежеквартальной компенсации фактических затрат. При этом все пригородные электрички - 31 поезд - продолжат курсировать в прежнем режиме.

- Нам необходимы разумные решения, которые будут отражать реальное положение дел, - заявил губернатор Курганской области Олег Богомолов. - Конечно, бизнес не может работать себе в убыток, и мы готовы платить, но только за фактически понесенные компанией расходы.

В Челябинской области события развиваются по сценарию с более закрученным сюжетом. С прошлого года регион не компенсирует пригородной компании оговоренную часть выпадающих доходов. В областном бюджете 2013 года на это все же предусмотрено 100 миллионов рублей, однако компания заявляет, что этой суммы не хватит на сохранение объема перевозок на уровне 2012 года. В свою очередь, власти Южного Урала вслед за курганскими коллегами сомневаются в обоснованности запросов железнодорожников и намерены отменить 50 электричек - это 38 процентов маршрутной сети.

В начале текущего года проблему рентабельности пригородных перевозок изучили эксперты Высшей школы экономики. Ничего нового они не открыли, обозначив лишь три способа сделать этот вид бизнеса прибыльным: отменить существенную часть поездов, увеличить бюджетное субсидирование или в 1,5 раза повысить цены на билеты.

Экономика Транспорт Железные дороги УрФО