Напомним историю. 27 марта все СМИ облетело сообщение, что высокопоставленный чин столичной полиции отказался от взятки в 45 миллионов рублей. Все подробности дела держались в секрете. Но было известно, что за эту сумму он должен был легализовать 300 автомобилей, которые ввезли в Россию незаконно. Речь идет о специальной строительной технике и других большегрузных автомобилях. Цена вопроса велика. Например, новый бетононасос стоит около миллиона долларов.
Понятно, что ни имен, ни должностей, ни даже званий в этом материале мы упоминать не имеем права. Главный герой находится сейчас под госзащитой, ведь, учитывая размах контрабанды, ему грозит реальная опасность. Будем называть его условно Николай.
- Каким образом на вас вышли дельцы с черного автомобильного рынка?
Николай: Эти люди появились не на пустом месте. В 2011 году все подразделения регистрации транспортных средств были выведены из подчинения УВД и переведены под прямое подчинение столичного ГИБДД. Так удалось установить контроль за всем, что происходит на регистрационных пунктах. Вся информация с них поступает непосредственно в управление ГИБДД.
- И что? Благодаря этому выявили взяточников?
Николай: Нет, благодаря этому выявили некоторое количество случаев незаконной постановки на учет транспортных средств. В прошлом году у 196 автомобилей были аннулированы документы о регистрации. Все это спецтехника, то есть та, которая используется в основном на стройках. Если у такой машины вдруг аннулируется регистрация, то сверхдорогая машина выпадает из рынка. Ее нельзя ни продать, ни купить, на ней даже ездить нельзя.
- Какое отношение эти машины имеют к огромной взятке?
Николай: Самое непосредственное. Люди, которые приобрели эти машины и вдруг остались без них, предъявили свои претензии к продавцу, который привез их из-за границы незаконно. Продавец начал искать способы, как легализовать лишенные регистрациии машины. К тому же у него на приколе стояла еще сотня с лишним подобных автомобилей. Совместно с московским уголовным розыском мы пытались найти тех доверенных лиц, которые ставили эти машины на учет. И что оказалось? Некоторые из них отбывают сроки наказания за другие преступления, других найти не удалось. Ниточка прервалась. Поэтому выход на нас гражданина, предложившего за взятку поставить на учет целую партию спецтехники с темным прошлым, стала новым поворотом в давнем деле.
- Как все происходило?
Николай: Он пришел ко мне и предложил урегулировать вопрос с некоторыми автомобилями. Речь шла о так называемых "конструкторах". То есть люди ездили по регионам, городам и весям и, наткнувшись на старый грузовик, предлагали купить его документы. Машина им была не нужна. Им требовались только документы. Зачем? Все очень просто. Купленные в Японии автомобили завозились в страну под видом комплектующих. Затем на старых автомобилях с чистыми документами, якобы, менялись номерные агрегаты: кабина, рама, шасси. И в итоге получался новый "Митсубиси", но 1973 года выпуска.
- Почему человек пришел именно к вам?
Николай: Структура регистрации транспорта в Москве построена настолько прозрачно, что любое нарушение любого подразделения будет выявлено. Поэтому они искали контакты с теми, кто руководит системой. Понятно, что можно было бы наладить канал легализации этого транспорта в некоторых других областях. Но аннулированные регистрации можно восстановить только в тех подразделениях, где они были аннулированы. А это - Москва. Значит, мошенникам надо было искать контакты именно в столице.
- Он просто пришел к вам и предложил денег?
Николай: У нас с ним было несколько встреч. На первой он, я так понимаю, составил обо мне свое впечатление. На второй - он начал обсуждать вопрос о легализации машин. Я был зажат в рамки закона о полиции. Я не мог его провоцировать. Поэтому все разговоры были довольно размытыми. Однако он сам озвучил сумму: 150 тысяч рублей за каждый паспорт. Момент передачи денег был полностью задокументирован оперативниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Как продвигается расследование?
Николай: Сейчас идут следственные действия. Задержанный в моем кабинете взяткодатель уже дает признательные показания и претендует на особый порядок рассмотрения дела в суде.
Кстати
Наш собеседник о многом умолчал в этой беседе. Ведь, купив целый автомобиль в Японии, ввезти его по частям в Россию законно практически невозможно. Значит, в ввозе в страну трехсот машин был задействован кто-то из таможни. Но это уже другая история.