04.04.2013 08:58
    Поделиться

    Сокращение больничных коек поставило липчан в непростую ситуацию

    Пациенты липецкой больницы, которым не успели провести опперацию до ее перепрофилирования, оказались в непростой ситуации.

    Отобрали надежду 

    В результате оптимизации в Липецке не стало пяти больниц и нескольких специализированных отделений. Среди сокращенных - колопроктологическое отделение бывшей городской клинической больницы.

    Когда 20-летняя Настя Х. (по этическим соображениям здесь и далее фамилии героинь не публикуем - РГ.) узнала о своем диагнозе, у нее земля ушла из-под ног. Ее кишечник отказывался нормально функционировать. Белокурая девушка с огромными глазами была обречена. В лучшем случае ей грозила пожизненная инвалидность с массой запретов и ограничений. Самым тяжелым из которых была необходимость жить с выведенной наружу подвздошной кишкой - илеостомой. И с мешочком-калоприемником. Ни позагорать на пляже, ни обняться с молодым человеком. И это в 20 лет.

    - Я жила тогда в Воронежской области, - вспоминает Настя. - И в первый раз меня госпитализировали там. А потом переехала в Липецк. И здесь встретилась с доктором, который подарил мне надежду. Заведующий колопроктологическим отделением городской клинической больницы Юрий Латышев сказал: "Твоя болезнь - не приговор. Просто нужно сделать две операции. Сначала вывести стому наружу, сшить резервуар и через какое-то время завести кишку снова внутрь. Ты сможешь жить нормальной жизнью". Он сделал мне первую операцию. И, что было для меня удивительно, во время новогодних каникул каждый день ко мне заходил, справлялся о самочувствии. Как и к каждому из нескольких десятков больных в отделении. Сейчас я чувствую себя нормально. Разумеется, с учетом всех ограничений. Вышла замуж. Юрий Павлович должен был сделать мне вторую операцию. Только посоветовал сначала родить ребенка. Мол, беременность и роды - большая нагрузка для организма.

    Не по профилю

    Настя с мужем жили в уверенности, что все будет хорошо. Но клиническую больницу внезапно перепрофилировали под больницу скорой медпомощи. Колопроктологическое отделение закрыли - в БСМП не полагается иметь такое. Юрия Латышева перевели в онкодиспансер. Попасть к нему Настя уже не может - не по профилю. В Липецке осталось еще одно такое же отделение, расположенное в областной больнице. Но там не могут осуществить подобную операцию.

    Такая же беда случилась и Викторией П. Ее тоже смогли вернуть к нормальной жизни только в колопроктологическом отделении бывшей городской клинической больницы. Ей также оставалось сделать последнюю операцию, когда отделение закрылось. Таких больных, которые ждали повторной операции, в Липецке несколько человек. Все они знакомы друг с другом - перезваниваются, встречаются, стараются поддержать друг друга и найти выход из сложной ситуации.

    Больные стараются поддержать друг друга

    - Вообще непонятно, как могли закрыть такое отделение, - недоумевает Жанна Б., которая также столкнулась с похожими проблемами. - Специализированные палаты на два человека, в каждой - отдельный санузел с биде - таким больным оно необходимо, сложнейшее оборудование... Это отделение никогда не пустовало. И, по медицинским рейтингам, было признано одним из лучших в России.

    Как попасть на стол

    - Отделение не закрыто, оно переведено в липецкий областной онкодиспансер, - поясняет начальник областного управления здравоохранения Людмила Летникова. - Поскольку операции по выводу кишечника - илеостомия - делаются при злокачественных заболеваниях, в обычной больнице они проводиться не должны. Потому что онкодиспансер отличается, прежде всего, набором оборудования и квалификацией хирургов.

    Сейчас, когда онкодиспансеру передали больницу N 3 и его площади расширились, оперировать больных там стало возможно. Вся онкологическая помощь - вплоть до приобретения лекарств - финансируется либо за счет федерального бюджета - средств ФОМС, либо за счет областного. Для граждан она абсолютно бесплатна.

    Но проблема остается: илеостомия показана не только при онкологических заболеваниях. Многим пришлось лечь под нож хирурга из-за неспецифического язвенного колита. И провести завершающую операцию теперь в онкодиспансере таким пациетам нельзя - "не по профилю".

    - Нам сказали, что возможность попасть на операцию к хирургу Латышеву есть, - говорит Вика П. - Но только на платной основе. За день пребывания - одна тысяча шестьдесят рублей. А я после первой операции полтора месяца лежала в стационаре. Где же мне, с моей инвалидностью, найти такие деньги?

    Кстати

    В бывшей городской клинической, а теперь больнице БСМП закрыли не только отделение колопроктологии. Не стало отделения торакальной хирургии, ЛОР, под угрозой закрытия офтальмологическое. В каждом - уникальное оборудование и высококвалифицированные специалисты. Медики говорят, что это сделано в рамках печально известного приказа десятилетней давности, согласно которому обычная, не клиническая больница не может иметь узкоспециализированных отделений.

    Почему сокращают койки

    В последнее время в Липецке было закрыто или перепрофилировано пять больниц. А всего в области с 2000 года было сокращено три тысячи коек.

    - Несмотря на то, что по обеспеченности койками мы ушли со 112 до 82 на 10 тысяч населения, смертность на те же 10 тысяч населения удалось снизить с 1,7 тысячи человек в 2008 году до 1,5 тысячи человек в 2012 году, - говорит начальник областного управления здравоохранения Людмила Летникова. - К тому же мы не просто закрывали медучреждения, а большей частью преобразовали дневные стационары. Не всем больным необходимо круглосуточно находиться в стационаре. Я работала врачом и помню, как ближе к вечеру больные шли к доктору вереницей - отпрашиваться домой. Во многих случаях верна поговорка - дома и стены помогают. Да и медицина в последние годы шагнула далеко вперед. Например, сегодня в амбулаторных условиях стало возможно даже мини-операцию провести. Так что можно сказать с уверенностью - здоровье населения определяется не количеством коек.

    Поделиться