04.04.2013 11:26
    Поделиться

    Новый худрук решил вывести Псковский драмтеатр на мировой уровень

    В феврале приступил к обязанностям новый худрук Псковского академического драмтеатра имени А.С. Пушкина Василий Сенин. С режиссером побеседовала корреспондент "РГ".

    Вы ставили спектакли в Петербурге, Москве, в российской провинции и за рубежом. Появилось желание создать свой театр?

    Василий Сенин:  Свой театр, думаю, я уже создал. Он - это мои спектакли. Иначе вряд ли бы мне предложили возглавить государственный театр. Для меня Псков - возможность проявиться как организатору. В прошлом году я создал в Петербурге спектакль "Пять вечеров", и это был мой опыт в театральном продюсировании, впервые такой масштабный и основательный. Я смог взглянуть на театральное производство с "хозяйственной" точки зрения. Это был сложный процесс, но я намеренно поставил себя в такие условия. Хотелось применить на практике знания о так называемом "проектном театре", полученные на семинарах "Школы театрального лидера" в Москве. "Курс молодого бойца" мне удалось пройти, я очень рад, что этот опыт оказался успешным, и продюсер Василий Сенин смог найти общий язык с режиссером Василием Сениным. Подтверждение этому я получил от своих коллег, и особо приятным событием было приглашение нашего спектакля стать завершающим событием "Володинского фестиваля" в Петербурге в 2013 году. Что стало и своеобразной логической точкой моей 7-летней работы в Петербурге, за время которой я выпустил несколько спектаклей в разных театрах. Я благодарен этим домам, в первую очередь - театру Ленсовета, частью которого я себя когда-то мыслил. Мне приятно, что и после моего отъезда на сценах города идут мои спектакли. Но жизнь продолжается, и потому, не тратя времени на утомительное ожидание, я принял предложение возглавить театр в Пскове.

    Вы уже готовы поделиться планами?

    Василий Сенин: Я сразу открыто, на первых встречах с губернатором, с руководством комитета по культуре, с работниками театра озвучил свои планы на возможности культурного развития этого города и региона в целом. Для меня это было своеобразным тестом: если сразу скажут "невозможно" - значит, и потом все будет невозможно. А я хочу, чтобы открывшийся после долгого ремонта театр стал не просто красивым зданием, а местом действительно интересных событий. И уже сейчас происходит подготовка к этому новому периоду жизни. Театр будет участвовать в проекте "Почерк", созданном "Золотой маской" и Центром имени Всеволода Мейерхольда. Начнутся совместные проекты с режиссерской Гильдией - это "коварный" план заманить коллег в совместную с театром работу. В июне в Псков приедет директор Эдинбургского международного фестиваля искусств Джонатан Миллз, и уже в ближайших планах - совместный проект с британским театром The Clout, в результате которого возникнет спектакль с актерами двух театров, премьера которого произойдет в Пскове в 2014 году, а затем будет представлена в Эдинбурге. Летом, в рамках празднования дня города, будут первые пробы уличного театрального фестиваля в Пскове: в июле лауреаты "Золотой маски" "Liquid-театр" привезут в Псков спектакль "Свадьба". Уже в работе спектакли, которые призваны стимулировать труппу к вхождению в предстоящий ритм новой жизни в новом здании, которая начнется, судя по данным мне обещаниям, уже скоро.

    Когда в театр приходит новый худрук, есть опасения, что будут сняты спектакли из репертуара, уволены актеры…

    Василий Сенин: В псковской труппе есть очень интересные люди. Они надеются, что в театре возродится художественная реальность. Конечно, мне хочется работать с теми людьми, которые мыслят в одном направлении со мной. Интересно создавать свою команду. Я надеюсь, что для этого найдутся ресурсы. И люди тоже найдутся. Театр - это очень сиюминутная энергия, как только он перестает жить сегодняшним днем, то мутирует либо в музей, либо в утопию. Иногда в лепрозорий.

    Естественно, репертуар будет меняться. Будет продолжаться уникальный проект Олега Лоевского, связанный с современной драматургией. Хочу, чтобы театр стал трамплином для интересных пьес драматургов из многих стран, особенно из соседних Эстонии и Латвии. Хочу, чтобы мы открыли своего, местного автора и презентовали его на российских драматургических конкурсах. Планов много и надеюсь, что мне помогут их воплотить окружающие меня люди.

    Вы учились у Вениамина Фильштинского и у Петра Фоменко. Будете строить "театр-дом", похожий на те, что созданы учителями?

    Василий Сенин: Дом - это не только стены, но и люди. В один дом и возвращаться не хочется, из другого - не можешь уйти, жертвуешь ради этого многим. Все это сентиментально, и потому надо быть осторожным. Иначе - пошлость. Мастерская Петра Фоменко стала домом, даже семьей, для многих людей, и, конечно, в этом огромная заслуга Петра Наумовича. Доказательство - театр продолжает жить даже после его ухода. Для меня главный талант Фоменко в том, что он смог объединить таких разных людей. Его невероятная харизма - своеобразный тест на понимание сути театра. У него было удивительное чутье на фальшивку - и в искусстве, и в людях. Потому к понятиям "театр-дом", "театр-храм" я отношусь и с иронией, и с пониманием. Как говорил Фоменко: "Театр - конечно, храм... Храм-храм - и нет человека".

    Вениамин Фильштинский - совершенно другой человек. Наше общение было коротким - я учился в ЛГИТМиКе всего год, потому Вениамин Михайлович остался для меня во многом загадкой. Но я благодарен ему. Работая в Петербурге, я часто вспоминал тот год, и что-то становилось мне понятнее.

    Взаимоотношения "учитель-ученик" - это, в первую очередь, человеческие отношения, и чем самобытнее личности, тем им интереснее и сложнее вместе. В моей жизни было много людей, у которых я учился. Некоторые из них официально были моими педагогами, некоторые - однокурсниками, но это очень детское структурирование. Если человек способен услышать другого и, делая по-своему, понимать, почему иначе не можешь - такой человек мне интересен.

    Поделиться