Новости

04.04.2013 18:00
Рубрика: Экономика

Тюменцев попробуют вернуть в автобусы

Текст: Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Почти 18,5 миллиона рублей уйдет на пошив фирменной одежды для работников общественного транспорта областного центра. Около миллиарда рублей будет потрачено из бюджетов области и муниципалитета на закупку новых автобусов, модернизацию обветшавших цехов ПАТП, оплату аренды квартир иногородним водителям, монтаж остановок и прочие нужные дела.

Это очередной - "корректирующий" - этап транспортной реформы, стартовавшей осенью 2011 года и вызвавшей массовое возмущение горожан. Маршрутная сеть сокращена, автобусов стало мало, салоны переполнены, время поездки на работу и обратно увеличилось в полтора-два раза. Тогда администрацию Тюмени, что называется, костерили на всех углах. Тысячи посетителей местных сайтов оставили в виртуальных "книгах жалоб" гневные отклики в адрес авторов "оптимизации маршрутной сети".

За прошлый год пассажиропоток упал со 156 до 145 миллионов человек. И продолжает сокращаться. Многие пересели на личные авто, предпочитая стоять в пробках, нежели пользоваться общественным транспортом - он стал ассоциироваться с длительным ожиданием, давкой и постоянными конфликтами. Это встревожило уже главу региона.

Владимир Якушев считает, что уличные заторы - главная проблема Тюмени. Между тем мировая практика свидетельствует: работающий как часы общественный транспорт, пользующийся приоритетом в автомобильных потоках, позволяет снизить загруженность уличных магистралей в часы пик на 30-60 процентов.

Де-факто губернатор взял руль в свои руки и на днях огласил принципиальные решения. Он хочет, чтобы люди вернулись в автобусы. Троллейбусы уже не возвратить - несколько лет назад "рогатых" решительно убрали с дорог, поскольку они-де только провоцировали пробки.

За баранку - в галстуке

Пошить водителям и кондукторам форменное "обмундирование" - вроде бы экзотическая идея, имеющая самое отдаленное отношение к отладке испорченного механизма перевозок. Однако, по мнению чиновников, она дисциплинирует персонал. А то те же кондукторы одеты подчас так небрежно, будто они вышли на прополку грядок на своей даче. Громкие препирательства с пассажирами для иных стали нормой.

Каждый комплект одежды - летний, зимний и демисезонный - обойдется казне в 15-16 тысяч рублей. Пошьют их на местных предприятиях. Пиджак с галстуком станет обязательным атрибутом для водителя. Он станет напоминать пилота лайнера за счет цветовой гаммы костюма. Надо полагать, что кондуктор будет выглядеть также безупречно. Если ему сошьют форму по индивидуальной мерке, а в салонах можно будет протиснуться, не потеряв пуговицы. Последнее реально при условии увеличения количества машин на маршрутах.

В городе два ПАТП - акционерных обществ. Акциями распоряжается администрация города. Назвать это частной собственностью язык не поворачивается, поскольку без вливаний из казны - при существующей стоимости проезда и обслуживании огромной массы льготников - предприятия немедленно обанкротятся. По логике, им следовало бы вернуть статус муниципальных, каковыми они на деле являются.

Так вот, в нынешнем году область закупает для них сразу 80 новых автобусов, из них 30 - малой вместимости. Солидная прибавка. Но есть другая проблема - нехватка и текучесть кадров. Работа тяжелая, нервная. Водители с переработкой "вытягивали" до 30 тысяч рублей. Далеко не каждого эта планка устраивает. Сегодня полторы сотни вакансий. А тут сразу 80 новых машин. Кого посадить за баранку?

Решили, в частности, заманить иногородних. Им гарантируют оплату съемного жилья из расчета 10 тысяч рублей в месяц. Для аренды малосемейки, комнаты в общежитии хватит. Готовы оплатить и обучение в автошколе - 64 тысячи. Итого, доложил губернатору гендиректор ПАТП Александр Пискулин, требуется без малого 20 миллионов рублей. Ну и зарплаты подняли - оклад подрос на 13 процентов.

Кадры решают не все

Александр Пискулин провел Владимира Якушева по всем производственным подразделениям. Впечатление у гостя осталось грустное. Цеха запущены, требуют капремонта, площадки разбиты. Транспортники составили смету - на все про все требуется полмиллиарда. Область готова в этом году выделить половину суммы.

Вообще, экономика упомянутых АО - вопрос болезненный и для бюджета, и для частных автобусников, о которых, как ни странно, в эти дни не говорится ни слова. Хотя их доля в общем объеме перевозок по воле властей сокращается, она остается значительной. Если отбросить цветастые, туманные фразы муниципальных чиновников о целях транспортной реформы 2011 года, суть ее можно описать в паре предложений. Цель - снизить себестоимость перевозок за счет максимальной наполняемости салонов как больших машин, так и микроавтобусов, не повышая стоимости проезда.

Генеральная задача - достичь рентабельности ПАТП. Вроде бы они стали сводить концы с концами, вытеснив многих частников посредством конкурсов с прибыльных маршрутов. Однако окупить стоимость новой техники, модернизации производственной базы им, понятно, не удастся.

В свою очередь, конкуренты, мелкие предприниматели, вынуждены были защищаться, писать жалобы в УФАС, прокуратуру. У надзорных органов возникло немало претензий и вопросов к администрации города, в первую очередь к профильному подразделению, проводившему конкурсы, размещавшему заказы. Но вскоре после реформы управление по транспорту в результате реорганизации было ликвидировано, а его руководитель ушел на другую работу. К слову, в последние годы подразделение трижды реорганизовано без видимых на то оснований, оно меняло название, бланки, печати, визитки.

Частники, куда деваться, приняли правила игры, тоже стали "уплотнять" салоны по максимуму. Сотрудники автоинспекции признаются: маршрутки очень часто "забиты сверх всяких разумных рамок", нормы безопасности перевозок игнорируются. В свою очередь, предложения бизнеса повысить стоимость билетов воспринимаются горожанами, как правило, негативно. Хотя немало тюменцев предпочли бы платить больше, нежели штурмовать автобусы.

Счет за льготников

В течение двух с половиной лет, до ноября 2012 года, цена поездки была неизменной - 14 рублей. Затем подорожала на два рубля. Дальше задирать планку опасно, убеждают власти, так как это вызовет социальное напряжение. Дело не столько в нем - в Екатеринбурге, к примеру, билет стоит более 20 рублей, сколько в социальных обязательствах бюджета. Они будут тем выше, чем дороже поездка.

Парадокс? Просто в Тюмени огромное количество льготников, "бесплатников". Согласно статистике горадминистрации, каждый третий пассажир - льготник. Расходы на их перевозку должны возмещаться из казны. Что в реальности? Недавно в Арбитражном суде Тюменской области индивидуальный предприниматель выиграл иск о взыскании с департамента финансов регионального правительства и минфина свыше 8 миллионов рублей выпадающих доходов, которые ведомства не компенсировали автобуснику за обслуживание льготников. Свои обязательства перед ним выполнил только муниципалитет. Не случайно с запуском реформы конфликты водителей частного транспорта с пассажирами, не оплачивающими билет из своего кармана, стали повседневными.

Прибегнем к элементарной логике: если треть находящихся в салоне людей льготники, и получить за них деньги из бюджета проблематично, водитель, хотя бы для подстраховки, посадит на треть пассажиров больше, чем вмещает автобус. Впрочем, "вместимость" - понятие условное. И люди нередко уже рады "стеснительным условиям": удалось, пусть и в жуткой давке, вовремя добраться до работы или до дома! Когда в феврале УГИБДД проводило профилактическую операцию "Автобус" и штрафовало маршрутников за стоящих пассажиров, у последних, как и сидящих, действия полицейских вызывали неприязнь. Ведь неукоснительное соблюдение правил приведет к тому, что уехать будет вовсе невозможно, на остановке придется стоять два, три часа…

Альтернатива одна - вызывать такси либо приобретать легковушку. Безудержная автомобилизация усугубляет проблемы городской инфраструктуры, для их решения требуется все больше средств. Судя по всему, губернатор это осознает, понимает, что лучшей альтернативы, кроме развития общественного транспорта, нет. Это вселяет надежду.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Тюменская область Тюмень