03.04.2013 23:09
    Поделиться

    Елена Степаненко: Больше всего не люблю в жизни равнодушия

    Елена Степаненко: Жизнью довольна, мужа - обожаю
    8 апреля - день рождения у заслуженной артистки России Елены Степаненко. Накануне юбилея она ответила на вопросы "РГ".

    - Елена Григорьевна, сейчас, на ваш взгляд, хорошее время для юмора?

    - Темы для юмора есть всегда. Другое дело, в каком состоянии находится общество. Если оно в кризисе, смешить очень трудно. Человек озабочен тем, как ему выжить. Мы - артисты - зависим от того, придет зритель на концерт или нет. А он приходит на концерт потому, что хочет порадоваться, чтобы его отпустили заботы. Замечала и такую вещь: что-то в стране случилось, народ замер, насторожился. Но у нас люди настолько привыкли к катаклизмам, что уже через пару недель им хочется выйти из состояния стресса. Человек пришел на концерт, расслабился, рассмеялся, подобрел. А если он подобрел, то приблизился к Богу, потому что Господь создал нас всех радостными, счастливыми, добрыми.

    И еще уверена, что только когда смиряешься, начинаешь по-настоящему понимать жизнь. Я верю, что в жизни нет безвыходных ситуаций. Если у меня что-то происходит неприятное, если я чувствую, что "пиджак не по мне", то просто говорю себе: это не моя ситуация, я в ней случайно, я не хочу в этом участвовать. И обязательно приходит решение. Это похоже на то, как если бы человек попал в болото. Если он вступил и сразу понял, что это опасно, то может быстро выскочить, а если начинает барахтаться, решать не свои проблемы, а проблемы этого болота, то увязает в нем по уши.

    - По сути, это рецепт того, как жить своей жизнью, а не участвовать в круговороте чужих страстей.

    - Да, есть люди, которые проживают свою жизнь, а есть наблюдатели чужой жизни. Актеры это часто замечают. Мне вот недавно рассказали, что, оказывается, когда я только поступила в Москонцерт, там работала одна женщина, которая помнила все номера моих машин, все мои платья, адреса всех мест, где я бываю. Меня это поразило, ведь я ее знала лишь один год жизни. А оказывается, ее жизнь крутилась вокруг меня. Что же ее заставило так за мной наблюдать? Чем моя жизнь ее поразила? Загадка.

    - Приоткройте свою творческую "кухню". Как происходит работа над монологом: от идеи до эстрадного номера?

    - Автор приносит текст, если героиня и ее позиция нравятся, мы начинаем этот образ развивать. Выносим на эстраду, смотрим, как зритель реагирует. Что-то получается, что-то нет. Тогда уже начинаем номер дорабатывать.

    Вот недавний пример - монолог "Блондинки". Есть такой образ в обществе - блондинка. Считается, что если женщина с длинными светлыми волосами, то она как-то необычно мыслит. Что есть блондинки, а есть - все остальные женщины. У блондинки на все имеется свое собственное мнение, например, она говорит так:

    - Вот, один мужик на рынке торговал, знаете чем? Зернышками из яблок. Они, говорит, интеллект повышают. Ну я взяла 10 зернышек за 500 рублей. Съела. Стою и думаю. За эти деньги я могла купить много яблок и наковырять много зернышек. А мужик и говорит: "Вот видите, вы уже поумнели".

    Когда читала этот монолог на сцене, один мужчина в первом ряду все время восклицал: "Ну точно Машка!" Женщины и мужчины - это вообще как разные планеты. Когда мне подруги рассказывают какую-то свою ситуацию, я им говорю: "Ну что ты удивляешься. У мужчины воображение - квадрат. А у женщины - звезда, снежинка, медуза. Она не вписывается никак в этот его квадрат. Отсюда и все недопонимание: мужчина не понимает того, чего нет в его квадрате". Я для себя давно сделала этот вывод, потому мы с Петросяном и живем столько лет счастливо, как бы нас ни разводили в желтой прессе.

    - Кстати, сообщения о разводе Степаненко и Петросяна всплывают регулярно.

    - Иногда, видимо, у журналистов не хватает тем. Вот и получается, что живут вместе два человека уже 20 с лишним лет в согласии и любви, и вдруг: едем мы с Женей на концерт, и звонит генпродюсер одного центрального телеканала, и происходит примерно такой разговор: "А что у вас случилось? А где Лена?" - "Да вот, она рядом со мной", - говорит Женя. "А вы разве имущество не делите?" - "Да нам как-то это в голову не приходило". Мы о своем "разводе" узнали, когда в прессе уже прошло много публикаций. Было и так, что нам знакомые даже стеснялись позвонить и спросить: а правда ли это?

    - Евгений Ваганович и сейчас ваш главный советник в творческом плане?

    - Безусловно, его мнение для меня самое главное, потому что он большой мастер и мой главный критик. И еще подруги. Когда я впервые представляю монолог широкой публике, то говорю залу о том, что это премьера. Зал - это собирательный ум, который дает объективную оценку смешного. Мы можем сейчас с вами шутить, смеяться, но это не показатель того, что публика будет принимать шутки ровно так же. В сольном концерте нужно идти к тому, чтобы быть интересной именно этому "коллективному разуму", в зал ведь приходят и профессор, и слесарь, и няня, и гламурная блондинка.

    - Много ли сейчас авторов, с которыми вы работаете?

    - Человек 10-12. Это и молодые люди, и наш костяк - постоянные авторы, с которыми мы работаем уже много лет.

    - Откуда авторы приходят в разговорную эстраду?

    - В основном из институтов физических и медицинских, видимо, там у людей склад ума такой. Юмор - это определенный алгоритм, склад мышления. Человека можно научить языку, точным наукам, но юмору научить нельзя. Это как петух, который кричит по утрам. Он первый видит солнце и первый провозглашает новый день, и от этого всем становится радостно. У нас в юморе даже есть такое понятие "петушиное слово", это когда зал взрывается от смеха. Есть такие репризы, которые, как пробка от шампанского, взлетают вверх, вызывая восторг зала.

    Института юмора не существует. Потому и артистов разговорного жанра не так много, как певцов или других артистов эстрады. Но мне кажется, юмор очень помогает в жизни. Люди, которые с юмором относятся к себе, - счастливее других. Посмеяться над своими проблемами, над своей фигурой, внешностью, над тем, как ты мыслишь, - это уже значит посмотреть на себя со стороны, значит дать себе более объективную оценку.

    У нас - благодатная профессия. Если посмотреть на мир моими глазами, вы увидите мир улыбающихся людей, мир улыбающейся мне жизни. И это вызывает во мне чувство ответственности. Нужно и дальше соответствовать и не обмануть зрителя, которому я безмерно благодарна за улыбку и понимание. Я счастлива, что могу приносить радость людям.

    - Что для вас успешная жизнь?

    - Вы имеете в виду, как оценивать эту жизнь? Жить по заповедям, не грешить, а если что-то не так сделал, то попросить прощения, помолиться. Возрадоваться каждому дню.

    Утром я встаю и говорю: "Господи, спасибо тебе за это утро!" Подошла к зеркалу и сказала себе: "Красавица моя, здравствуй!" Нужно воспринимать эту жизнь как подарок. Если ты себе не нравишься - изменись. Уверена, судьбу мы себе делаем своими руками. И чтобы она была светлой, нужно просто чаще их мыть и не делать того, за что тебе было бы стыдно. Мой принцип: сделай все по совести - и будь что будет.

    И еще я уверена, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель, который всегда звонит в колокольчик. Постарайтесь услышать его. А если вы в чем-то сомневаетесь и хотите сделать первый шаг, убедитесь, что перед вами нет пропасти.

    Я своей жизнью довольна, мужа своего люблю - обожаю и пожелала бы всем тепла, радости и взаимопонимания. А что я больше всего не люблю в жизни? Равнодушия. Потому что равнодушный человек попускает все: и злобу, и неверие, и непомощь ближнему. Он не делает поступков, он равнодушен к боли, он и не живет вовсе.

    Нужно замечать мир вокруг, быть открытым и сопереживать ему. Знаете, что такое подвиг, - маленькое деяние, но каждый день. И желаю вам совершать эти деяния как можно больше.

    Поделиться