Именно такую альтернативу предложили думские "единороссы", по инициативе которых было дано поручение Комитету ГД по бюджету и налогам - рассмотреть целесообразность предоставления налоговых льгот средствам массовой информации. И вчера Экспертный совет комитета пытался разобраться в ситуации.
Депутатов "ЕР" возмутило, что печатные издания размещают на своих страницах завуалированную рекламу эротического содержания. И при этом получают налоговые льготы - такие же, как производители продуктов питания, детских товаров и товаров для диабетиков. Претензии были адресованы прежде всего "Московскому комсомольцу", на который думцы обиделись. Но, по словам "единоросса" Михаила Маркелова, они касаются "не только данного издания, во всех СМИ на страницах мулатки, негритянки..."
"Я очень прошу не говорить о каких-то индивидуальных вопросах, - предупредил экспертов председатель комитета Андрей Макаров. - Мы обсуждаем с вами нормы для всех: нуждается ли система льгот для СМИ в каких-то изменениях и если нуждается, то как сделать их более адресными. Как сделать так, чтобы они реально работали на те цели, ради которых даются". По словам главы комитета, цена льгот по НДС для СМИ составила в 2012 году, по самым минимальным оценкам, 8 миллиардов 151 миллион рублей.
"Наше предложение достаточно конкретно, - уточнил Маркелов, - необходима поправка, лишающая налоговых льгот издания, публикующие объявления эротического характера, в том числе и в косвенной форме". А если задача обнаружить скрытую эротику в рекламе будет непосильной, значит, по мнению Маркелова, ради корпоративной солидарности надо отменить льготы по НДС для всех СМИ.
"Может быть, изменить сам подход к государственной поддержке СМИ и перейти от налоговых льгот к прямому субсидированию?" - предположила "единоросс" Ольга Баталина, заметив, что государство должно предъявлять определенные требования тем, кому помогает. "Каждый волен выбирать: если ты хочешь получать государственную поддержку - есть набор требований. Если ты не хочешь выполнять набор требований - пожалуйста, есть любые другие условия для развития бизнеса". "Льгота - это плата государства за выполнение средствами массовой информации социального заказа", - напомнил либерал-демократ Максим Рохмистров.
"Мне представляется целесообразным, чтобы эксперты предложили методы неналогового стимулирования - через субсидирование и другие инструменты финансовой поддержки в отношении тех СМИ, которые действительно являются социально ориентированными, которые реализуют задачи, связанные с развитием нашего общества", - определил свою позицию вице-спикер Госдумы "единоросс" Сергей Железняк.
Подводя итоги дискуссии Андрей Макаров отметил: "Многие из льгот в законе сформулированы неточно и допускают возможность злоупотребления этими льготами". "Наверное, вопрос поддержки СМИ только налоговым путем - это путь достаточно ошибочный. Поэтому необходимо рассмотреть ряд вопросов, которые позволили бы, не снижая уровень поддержки СМИ, сделать ее более адресной", - сказал Макаров, заметив, что в рамках Экспертного совета будет сформирована специальная рабочая группа, которая "подготовит предложения для решения всего того комплекса вопросов, которые были обозначены". А в заключение попросил не воспринимать обсуждение как попытку "покушения на свободу слова или попытку поставить СМИ под контроль государства".