"РГ" выяснила, как защитить мобильный от СМС-рекламы

Существует несколько способов защиты мобильного телефона от СМС-рекламы. "РГ" выясняла, какой из этих механизмов наиболее действенный.

Стоило Алексею К. однажды по ошибке позвонить в контору по подбору арендного жилья, как его телефон стал буквально разрываться от десятков приходивших ему и днем и ночью СМС-сообщений с вариантами квартир.

- Как только я узнал, что разговариваю не с собственником, я попрощался и повесил трубку. Я не просил их включать мой номер в информационную рассылку. Тем не менее, мне стали присылать сообщения, одно за другим, доходило до 40 СМС за сутки, - жалуется Алексей. - А когда я позвонил им и сказал, чтобы меня исключили из списка рассылки, они отказались, да еще пообещали, что теперь будут присылать в два раза больше сообщений.

Пожалуй, эта ситуация знакома многим. Каждый счастливый обладатель сотового телефона едва ли не ежедневно получает непрошеные сообщения от различных структур - банков, магазинов, автосалонов или служб такси - с информацией об акциях, скидках, новых поступлениях. Многих эти сообщения раздражают, особенно, если они приходят ночью или ранним утром. Однако далеко не все знают, как защитить себя от этого потока ненужной рекламной информации.

Методы борьбы

Существует несколько способов отражения мобильных спам-атак, одни из них более действенны, другие - менее. Для начала, например, можно обратиться с жалобой к оператору сотовой связи.

- Специалисты нашего call-центра определят отправителя, и он, разобравшись в ситуации, исключит номер абонента из рассылки. Абонент также может самостоятельно заблокировать нежелательные СМС-сообщения с коротких номеров, воспользовавшись бесплатной услугой "Черно-белые списки", - рассказал представитель одного из федеральных операторов сотовой связи в Уральском регионе Дмитрий Чебыкин.

Но, как показывает пример Алексея К., далеко не всегда распространитель СМС-спама добровольно соглашается исключить номер из списка рассылки. Такое бывает в ситуации, когда сам оператор рассылает "информационный мусор", предлагая абоненту новый выгодный тариф или пакет бесплатных СМС. В случае, если мирные переговоры с "поставщиком" спама успехом не увенчались, остается один выход - обращаться с жалобой в антимонопольную службу.

Антимонопольщики в своей деятельности руководствуются федеральным законом "О рекламе", статья 18 которого запрещает без согласия получателя рассылать сведения, рекламирующие товар или услугу. Поэтому первое, что нужно выяснить перед написанием заявления в региональное управление ФАС, является полученное вами сообщение рекламой или нет.

Понять это нетрудно. Если следовать букве закона, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некому объекту. В этом довольно сложном определении принципиален один момент: реклама всегда адресуется не конкретному человеку, а множеству людей. Иными словами, если в полученном вами сообщении есть обращение, например "Уважаемый Иван Иванович, пользуйтесь услугами нашего такси", то оно по закону не считается рекламным. Если же обращения нет, то соответственно перед вами именно реклама.

Так вот, в УФАС следует обращаться, только если вы имеете дело именно с рекламными сообщениями. В остальных случаях сотрудники этой надзорной инстанции вам не помогут.

Дорого поплатятся

- Если человек не давал согласия на получение СМС, содержащих рекламу, и хочет наказать распространителя, он может написать нам заявление. В нем обязательно нужно описать факты, свидетельствующие о нарушении закона. Необходимо также приложить доказательства, например фотографии экрана мобильного телефона, на котором отображается СМС, или детализацию полученных сообщений, предоставленную оператором связи, - пояснила начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе Свердловского УФАС Ирина Яргина.

Подать заявление можно как лично, в офисе надзорного органа, так и заполнив форму обращения на сайте антимонопольной службы. В течение 30 дней сотрудники УФАС проведут проверку и, если правота заявителя подтвердится, в адрес нарушителя выдадут предписание о прекращении противоправных действий, а также заведут административное дело по статье 14.3 КоАП. Санкция этой статьи предусматривает штраф: для физических лиц - от двух до двух с половиной тысяч рублей, для должностных лиц - от четырех до двадцати тысяч и для юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, службу такси, которая навязчиво предлагает вам поездки по городу от 80 рублей, можно совершенно законно наказать на полмиллиона, чтобы впредь неповадно было беспокоить потенциальных клиентов. Более того, никто не запрещает вам обратиться с иском в суд, и взыскать с особенно ревностных распространителей СМС-рекламы еще и компенсацию морального вреда.

Как отмечают антимонопольщики, в суд люди идут все-таки нечасто, зато к ним заявления приходят буквально пачками. По словам Ирины Яргиной, подавляющее количество поступающих в Свердловское УФАС жалоб на недобросовестную рекламу касаются именно СМС-спама.

Как правило, ведомство встает на сторону заявителей. К примеру, некоторое время назад с заявлением по поводу недобросовестной СМС-рекламы в УФАС обратился Павел М. Он пожаловался на спам от автосалона, в котором ремонтировал свой автомобиль. Заявитель подчеркнул, что оставляя администратору салона свой номер, попросил не включать его в список рекламной рассылки. Тем не менее, сообщения вскоре все же стали приходить одно за другим. Разобравшись в ситуации, антимонопольщики признали рекламу услуг автосалона ненадлежащей и наказали юрлицо.

Аналогичное решение ФАС принял и в ситуации, когда заявитель Лев П. пожаловался на своего поставщика мобильной связи, который навязчиво предлагал ему дополнительные услуги. Никаких послаблений для оператора сотрудники УФАС не делали: нарушил закон - получи предписание и жди штрафа.

К слову, Алексею К., которого замучили сообщения от службы по подбору жилья, удалось избавиться от потока СМС-спама, не прибегая к помощи сотрудников УФАС. Оказалось, что в его случае, чтобы вновь обрести покой, достаточно было лишь пригрозить менеджеру фирмы обращением в надзорные органы. После того разговора поток СМС прекратился немедленно.

Кстати:

МВД, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и операторы федеральной "тройки" в прошлом году выступили с инициативой внести в законодательство поправки и ужесточить наказание за рассылку СМС-спама до пяти и более лет лишения свободы. Однако, как отметил помощник руководителя Роскомнадзора по Свердловской области Юрий Соколов, эти предложения пока не нашли отклика у депутатов Госдумы, в 28-ю главу УК РФ, содержащую перечень преступлений в сфере компьютерной безопасности, никаких изменений не вносилось и пока вносить не планируется.

Подать заявление в УФАС можно, заполнив форму на сайте ведомства. Также можно дозвониться до операторов сотовой связи по номерам: 0890 - МТС; 0611 - Билайн; 0500 - МегаФон.