04.04.2013 23:00
Поделиться

Проект изменений в УПК РФ в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)
Вносится Правительством Российской Федерации

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. I), ст. 4921; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2009, № 51, ст. 6161; 2011, № 1, ст. 45) следующие изменения:

1) в статье 462:

а) часть четвертую дополнить предложением следующего содержания:

"Если лицом, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, подано ходатайство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища в связи с возможностью преследования в запрашивающем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, решение о его выдаче не может быть принято, а принятое решение о выдаче не подлежит исполнению, до рассмотрения этого ходатайства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";

б) часть седьмую изложить в следующей редакции:

"7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель с учетом всех обстоятельств, в том числе тяжести и места совершения деяния, в связи с которым запрашивается выдача, даты направления запросов, наличия договорных или иных международных обязательств о выдаче, гражданства и основного место жительства лица, выдача которого запрашивается, а также возможности его последующей выдачи в другое государство. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в соответствии с частью пятой настоящей статьи уведомляет лицо, в отношении которого решение принято.";

в) дополнить частью восьмой следующего содержания:

"8. В случае принятия Европейским Судом по правам человека в связи с рассматриваемой жалобой обеспечительных судебных мер, которыми властям Российской Федерации предписывается воздержаться от выдачи лица иностранному государству, выдача не производится до отмены Европейским Судом по правам человека обеспечительных мер либо вступления в силу постановления Европейского Суда по правам человека, которым установлено, что выдача данного лица не повлечет нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Если в отношении лица, выдача которого запрашивается, в соответствии со статьей 466 настоящего Кодекса применена мера пресечения в виде содержания под стражей, данная мера может быть отменена или изменена в порядке, установленном частью шестой статьи 466 настоящего Кодекса, на период рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека.";

2) в статье 463:

а) часть четвертую дополнить предложениями следующего содержания:

"В случае если указанное лицо скрылось, жалоба рассматривается без его участия с обязательным участием защитника. При рассмотрении жалобы на дополнительное согласие Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на привлечение в запрашивающем государстве ранее выданного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи, за которое оно не было выдано, такое лицо имеет право в письменном виде довести до суда свою позицию по делу.";

б) часть шестую изложить в следующей редакции:

"6. В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица положениям настоящей главы, иным законодательным актам Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. В качестве представляемых прокурором или лицом, принесшим жалобу, его представителем доказательств отсутствия или наличия на территории запрашивающего государства угрозы применения к лицу, в отношении которого принято решение о выдаче, пыток, иных форм недопустимого обращения, смертной казни, его преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям могут быть исследованы и приняты судом заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными органами и организациями - Советом по правам человека Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Комитетом Организации Объединенных Наций по правам человека, Комитетом Организации Объединенных Наций против пыток, Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, иными международными органами и организациями, а также иные доказательства.";

3) статью 464 изложить в следующей редакции:

"Статья 464. Отказ в выдаче лица

1. Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) деяние, в связи с которым иностранным государством запрашивается выдача лица, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении лица, выдача которого запрашивается иностранным государством, не может быть возбуждено уголовное дело или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) в отношении лица, выдача которого запрашивается иностранным государством, на территории Российской Федерации за то же самое деяние постановлен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу, в том числе с применением акта об амнистии, освобождающего лицо от наказания в виде лишения свободы;

6) в Российской Федерации в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, принят акт об амнистии и Российская Федерация обладает компетенцией возбуждать уголовное преследование, а равно в третьем государстве, в отношении лица, выдача которого запрашивается иностранным государством, вынесено итоговое судебное решение и применен акт об амнистии, освобождающий лицо от наказания в виде лишения свободы;

7) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации препятствий для выдачи лица;

8) деяние, в связи с которым запрашивается выдача лица, в соответствии с законом запрашивающего государства наказуемо смертной казнью и запрашивающее государство не предоставило достаточных гарантий того, что приговор, которым может быть назначена смертная казнь, не будет приведен в исполнение;

9) имеются достаточные основания полагать, что лицо, выдача которого запрашивается иностранным государством, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве преследованию по признаку расы, вероисповедования, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

10) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является несовершеннолетним и его выдача несовместима с мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних или перевоспитания.

2. В выдаче лица может быть отказано, если:

1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче лица, совершено этим лицом на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, выдача которого запрашивается иностранным государством;

3) уголовное преследование лица, выдача которого запрашивается иностранным государством, возбуждается в порядке частного обвинения;

4) выдача лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно-важным интересам Российской Федерации;

5) имеются основания полагать, что выдача лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

3. В выдаче лица может быть отказано также по иным, не указанным в частях первой и второй настоящей статьи основаниям, если такие основания предусмотрены международным договором Российской Федерации.

4. Если выдача лица не может быть произведена, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет об этом компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица, с указанием оснований отказа в выдаче.";

4) статью 466 изложить в следующей редакции:

"Статья 466. Применение избранной меры пресечения, избрание меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица, отмена или изменение меры пресечения

1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, прокурор при отсутствии предусмотренных статьей 464 настоящего Кодекса оснований для отказа в выдаче лица вправе заключить это лицо под стражу или подвергнуть его домашнему аресту на срок не более 2 месяцев без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации, о чем уведомляется лицо, в отношении которого прокурором применена мера пресечения.

2. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, содержащего просьбу о его задержании или заключении под стражу, если при этом не представлено решение судебного органа иностранного государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания в отношении него одной из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, достаточных для обеспечения выдачи лица.

3. Вопрос об избрании меры пресечения в отношении лица, выдача которого запрашивается, решается прокурором в соответствии с требованиями главы 13 настоящего Кодекса. До избрания меры пресечения лицо, выдача которого запрашивается, может быть задержано органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, без судебного решения на срок не более 48 часов в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса. Меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу применяются в порядке, установленном статьями 106-108 настоящего Кодекса по решению суда Российской Федерации на основании мотивированного ходатайства, возбужденного перед судом прокурором.

4. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, избрание в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста может быть осуществлено до получения запроса о выдаче на срок не более 40 суток в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи. Если запрос о выдаче в предусмотренный международным договором Российской Федерации срок не поступил, лицо подлежит освобождению.

5. Если решение о выдаче или об отказе в выдаче лица, содержащегося под стражей или под домашним арестом, не может быть принято, а равно передача лица иностранному государству не может быть осуществлена до истечения срока содержания под стражей или срока домашнего ареста, установленного частью первой настоящей статьи или решением суда Российской Федерации при избрании мер пресечения, этот срок может быть продлен судом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, по мотивированному ходатайству прокурора. При этом предельный срок содержания под стражей или под домашним арестом не должен превышать срок, установленный статьей 109 настоящего Кодексадля преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, соответствующих категории преступления, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче лица, а равно срок лишения свободы, назначенный данному лицу приговором суда иностранного государства, если выдача лица запрашивается для исполнения приговора.

6. Примененная или избранная в соответствии с настоящей статьей мера пресечения может быть отменена или изменена прокурором или судом по основаниям и в порядке, установленным статьей 110 настоящего Кодекса, а также, если выявлены обстоятельства, при наличии которых выдача лица не может быть осуществлена, либо Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче лица.

7. Освобождение лица, выдача которого запрашивается, из-под стражи или из-под домашнего ареста не препятствует повторному применению в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном настоящей статьей, с целью обеспечения его фактической передачи иностранному государству, во исполнение решения о выдаче, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

8. Лицо, выдача которого запрашивается, при задержании и решении вопроса о применении в отношении него меры пресечения, ее изменении, а равно продлении срока содержания под стражей или под домашним арестом пользуется правами, предусмотренными в этих случаях настоящим Кодексом для подозреваемых и обвиняемых.

9. Лицо, выдача которого запрашивается, или его защитник вправе обжаловать:

1) в порядке и срок, установленные частью одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, постановление суда Российской Федерации об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, об отказе в отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о продлении срока заключения под стражу или срока домашнего ареста;

2) в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, постановление прокурора о применении меры пресечения в соответствии с частью первой настоящей статьи, о применении иной меры пресечения, об отказе в отмене или изменении меры пресечения, а также действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при задержании.

10. Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица, о задержании этого лица, применении, избрании в отношении него меры пресечения и сроках ее применения, а также об изменении меры пресечения или ее отмене.";

5) статью 467 дополнить частью первой1 следующего содержания:

"11. Выдаваемое лицо в целях обеспечения его фактической передачи иностранному государству может быть заключено под стражу в порядке, установленном статьей 466 настоящего Кодекса, если на период решения вопроса о выдаче иностранному государству в отношении него не была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей либо эта мера пресечения изменена на иную.".

Президент

Российской Федерации В. Путин

Пояснительная записка

Целью законопроекта является повышение гарантированного Конституцией Российской Федерации уровня судебной защиты прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора.

В связи с нарушением прав лиц, выдача которых запрошена у Российской Федерации, длительными сроками их содержания под стражей положения статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и Европейском Суде по правам человека.

В определениях от 4 апреля 2006 г. № 101-О и от 1 марта 2007 г. № 333-О-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой часть первая статьи 466 УПК РФ не предполагает возможность задержания лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения, а равно применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков.

По мнению Европейского Суда по правам человека, выраженному в Постановлении от 11 октября 2007 г. по делу "Насруллоев против Российской Федерации", положения законодательства Российской Федерации, регулирующие содержание под стражей лиц с целью выдачи, не являются ни точными, ни позволяющими предвидеть последствия их применения и не отвечают стандарту "качества закона", требуемого Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В связи с этим законопроектом предлагается внести в ряд статей главы 54 УПК РФ изменения, уточняющие ее положения, в том числе о правовом положении лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения, об условиях, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основаниях для отказа в выдаче, а также о порядке рассмотрения судом жалоб на решение о выдаче.

Так, статья 462 "Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации" УПК РФ дополняется положениями, устанавливающими в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации запрет на выдачу лица, подавшего в установленном порядке ходатайство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища, до рассмотрения этого ходатайства, а также в случае, если Европейским судом по правам человека в связи с рассматриваемой жалобой властям Российской Федерации предписывается воздержаться от выдачи.

Кроме того, законопроектом в статье 462 УПК РФ устанавливается перечень обстоятельств, которые должны учитываться при принятии решения какой из нескольких запросов иностранных государств о выдаче одного и того же лица подлежит удовлетворению.

В статье 463 "Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности" УПК РФ законопроектом предлагается установить особенности рассмотрения жалоб на решения о выдаче в случаях, когда невозможно обеспечить участие в судебном заседании лица, подавшего жалобу. Согласно законопроекту, если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, скрылось, такая жалоба рассматривается без его участия, но с обязательным участием защитника.

Лицу, выданному иностранному государству, законопроектом предоставлено право довести в письменном виде свою позицию до суда Российской Федерации, рассматривающего жалобу на дополнительное согласие Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на привлечение этого лица к уголовной ответственности за преступление, за которое оно не было выдано.

В названной статье УПК РФ законопроектом также устанавливается примерный перечень документов, которые могут быть исследованы и приняты судом в качестве доказательств отсутствия и или наличия на территории запрашивающего государства угрозы применения к лицу, в отношении которого принято решение о выдаче, пыток, иных форм недопустимого обращения. К таким документам отнесены, в частности, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, а также документы, принятые в отношении такого государства международными органами и организациями.

Статью 464 "Отказ в выдаче лица" УПК РФ законопроектом предлагается изложить в новой редакции, расширив перечень оснований, которые исключают возможность выдачи лица, и перечень оснований, при наличии которых в выдаче лица может быть отказано.

Дополнение названных перечней, предлагаемое законопроектом, обусловлено необходимостью приведения положений статьи 464 УПК РФ в соответствие с Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней", а также с заявлениями и оговорками Российской Федерации при подписании Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г. согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 3 сентября 1996 г. № 458-рп.

Перечень оснований, которые исключают возможность выдачи, дополняется положениями, запрещающими выдачу, в частности, если в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, в Российской Федерации, обладающей компетенцией возбуждать уголовное преследование, постановлен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу, в том числе с применением акта об амнистии, освобождающего лицо от наказания в виде лишения свободы, либо уголовное дело не возбуждалось, но принят акт об амнистии. Запрещается осуществлять выдачу лица, если имеются серьезные основания полагать, что это лицо было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве преследованию по признаку расы, вероисповедования, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, а также, если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является несовершеннолетним и его выдача несовместима с мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В выдаче лица согласно законопроекту может быть отказано, если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации или имеются основания полагать, что выдача этого лица, может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Статью 466 УПК РФ законопроектом также предлагается изложить в новой редакции, которая конкретизирует положения, определяющие порядок избрания, в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, сроки задержания и содержания под стражей данного лица, а также положения об отмене, изменении избранной меры пресечения и обжаловании решений по вопросам, связанным с избранием, применением или изменением мер пресечения.

Так, согласно законопроекту вопрос о применении меры пресечения в отношении лица, выдача которого запрашивается, решается прокурором в соответствии с требованиями главы 13 УПК РФ. Это позволит избирать в отношении названного лица с учетом его личности и обстоятельств дела любую из мер пресечения, указанных в статье 98 УПК РФ, а не только в виде заключения под стражу. При этом меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу применяются по решению суда Российской Федерации в порядке, установленном статьями 106-108 УПК РФ, за исключением случая применения меры пресечения в виде заключения под стражу на основании решения судебного органа иностранного государства.

До избрания меры пресечения данное лицо может быть задержано без судебного решения на срок не более 48 часов.

Законопроектом ограничивается до 2 месяцев срок содержания под стражей лица, выдача которого запрашивается, на основании решения судебного органа иностранного государства.

Указанный срок, а также срок содержания под стражей, установленный судом Российской Федерации при избрании данной меры пресечения, могут быть продлены судом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 109 УПК РФ по мотивированному ходатайству прокурора. Предельный срок содержания под стражей выдаваемого лица не может превышать срок, установленный статьей 109 УПК РФ, для преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, соответствующих категории преступления, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче.

Законопроектом предусмотрена также возможность отменены или изменения избранной меры пресечения по основаниям и в порядке, установленным статьей 110 УПК РФ. Например, если длительное время решается вопрос о признании лица беженцем или о предоставлении ему убежища в Российской Федерации или в Европейском Суде по правам человека рассматривается жалоба по вопросу выдачи этого лица и Российской Федерации предписано воздержаться от его выдачи.

Вместе с тем с целью обеспечения фактической передачи лица иностранному государству во исполнение решения о выдаче, законопроект предусматривает возможность применения в отношении данного лица, в том числе повторно, меры пресечения в виде заключения под стражу.

Решение суда или прокурора о применении в отношении выдаваемого лица мер пресечения может быть обжаловано.

Обеспечивая соблюдение прав лица, выдача которого запрашивается, законопроект устанавливает, что данное лицо при его задержании и решении вопроса о применении в отношении него меры пресечения, ее изменении, а равно при продлении срока содержания под стражей или под домашним арестом пользуется правами, предусмотренными в этих случаях УПК РФ для подозреваемых и обвиняемых.

Реализация будущего закона позволит в соответствии с позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека обеспечить судебную защиту прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о выдаче, при этом не повлечет изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Поделиться