08.04.2013 13:25
    Поделиться

    Расходы на соцуслуги в регионах в РФ выросли на 7 процентов

    За 2012 год расходы бюджетов регионов выросли на 9%. Причем они стали еще более социальными, их доля выросла до 62%. Таковы данные последнего мониторинга Независимого института социальной политики (НИСП).

    "Для роста социальных расходов необходимо было изыскивать средства, поэтому резко сократилась поддержка ЖКХ, а расходы на социальные выплаты населению росли медленнее темпов инфляции, - рассказала директор региональной программы НИСП Наталья Зубаревич. - Однако по сравнению с докризисным 2008 годом рост расходов по всем социальным статьям был максимальным".

    По данным мониторинга, в прошлом году расходы бюджетов регионов выросли почти повсеместно. Исключение - десяток субъектов РФ, в которых доходы бюджета снизились либо вследствие налоговых поступлений (С.-Петербург, Белгородская, Вологодская и Кемеровская области, республики Карелия, Хакасия), либо трансфертов (республики Алтай и Чечня).

    Отмечается, что в 62 из 83 регионах доля расходов на социальные цели выше средней, а в 12 регионах достигла 70-74% вследствие опережающего роста расходов на  здравоохранение и образование за последние два года. Среди регионов со сверхвысокой долей социальных расходов не только слаборазвитые республики или депрессивные регионы, но и такие развитые индустриальные, как Свердловская, Иркутская и Ростовская области, Пермский край.

    По мнению Натальи Зубаревич, опережающий рост доли социальных расходов приводит к тому, что у регионов не остается бюджетных средств на развитие инфраструктуры и другие инвестиции, стимулирующие экономическое развитие.

    По данным мониторинга НИСП, лишь нескольким субъектам РФ удалось сохранить приоритет финансирования несоциальных расходов, в основном это расходы на национальную экономику и ЖКХ. На поддержку коммунального хозяйства больше всего бюджетных средств вкладывают регионы Крайнего Севера - 20-23%. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский АО и Магаданская область. Для сравнения, средняя доля расходов на ЖКХ по субъектам РФ составляет 11%.

    Второй несоциальный приоритет - расходы на национальную экономику, их доля выросла в 68 регионах. Более всего (на 6-8 %) - в Краснодарском крае в связи с подготовкой к Олимпиаде, в Ямало-Ненецком АО и в ряде регионов-"середняков" (Новгородская, Пензенская, Брянская области, Карелия), не имевших прежде инвестиционных приоритетов. Небольшое сокращение отмечалось у лидеров по расходам на национальную экономику (Белгородская, Калининградская области, Татарстан), в Приморском крае вследствие завершения инвестиций в подготовку саммита АТЭС, а также в ряде слаборазвитых республик.

    В Тюменской области доля расходов на национальную экономику достигала в 2012 году 44%, треть из них расходовалась на дорожное строительство, а половина - на так называемые "другие вопросы в области национальной экономики", не расшифрованные в бюджетной статистике Федерального казначейства. "Такие приоритеты удивительны, если учитывать, что доходы бюджета области сократились в 2012 году на 4%, а трансферты из федерального бюджета - более чем на четверть, - полагает Наталья Зубаревич.

    В Белгородской области и республике Татарстан расходы на национальную экономику уже не первый год составляют треть всех расходов, при этом в Белгородской области почти 2/3 таких расходов идет на поддержку сельского хозяйства. В Санкт-Петербурге, Чукотском и Ямало-Ненецком АО, республике Мордовия, Краснодарском крае, Калининградской и Тамбовской областях доля расходов на национальную экономику достигла четверти всех расходов (в среднем по регионам - 19%). Напомним, что доходы бюджета Чукотки сократились в 2012 году на 16%, С.-Петербурга - на 6%, но это не отразилось на приоритетах в расходах. Все регионы-лидеры по инвестиционным расходам экономили на социальных расходах и, особенно, на социальной политике (выплатах пособий населению). В Татарстане, Белгородской и Тюменской областях доля расходов на соцполитику составила только 9% расходов, на Чукотке - 8%.

    Среди социальных расходов лидером по темпам роста в 2012 г. были расходы на образование (18,4%). Масштабный рост обусловлен двумя причинами - строительством детских дошкольных учреждений для решения проблемы очередей и повышением заработной платы учителям до уровня средней по экономике региона в соответствии с президентским посланием. Рост расходов на образование отмечался во всех регионах. В лидерах - Тульская, Тюменская и Новосибирская области, Краснодарский и Приморский края, республики Чечня, Карачаево-Черкесия, Чувашия и Удмуртия (29-36%).

    Расходы бюджетов регионов на здравоохранение в прошлом году выросли на 14%. Однако здравоохранение финансируется не только из бюджета региона, но и из территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), на долю которых в 2012 году приходилось 36% всех расходов на здравоохранение в регионах. По мнению Натальи Зубаревич, для корректного анализа нужно сопоставлять суммарные расходы бюджетов регионов и ТФОМС. Динамика получается иная - суммарные расходы бюджетов и ТФОМС на здравоохранение выросли в 2012 году на 35%, опередив рост расходов на образование. При этом расходы росли во всех регионах, за исключением С.-Петербурга и Карелии. Эксперты полагают, что довольно сложно объяснить и стремительный рост расходов на здравоохранение в Орловской области (на 88% за год), а также в Тульской, Нижегородской, Свердловской и Тюменской областях, в Алтайском крае, республиках Коми, Бурятии и Чувашии (на 50-63%). Возможно, это связано со строительством крупных медицинских центров.

    В общей сложности расходы на социальную политику по итогам прошлого года выросли на 7%. В то же время социальные выплаты населению, составляющие 73% всех расходов на соцполитику, еще медленнее - на 5%. Динамика расходов на социальную политику была разной: от роста на 73% в Краснодарском крае, на 51% - в Карачаево-Черкесии, на треть - в Тыве и Ненецком АО до сокращения в 18 регионах, в том числе в Кировской области - на 10%, в республиках Ингушетия, Алтай, Кабардино-Балкария, в Брянской, Курской областях, Забайкальском крае и С.-Петербурге - на 5-7%.  Почти двукратный рост расходов на социальную политику в Краснодарском крае (на 16 млрд. рублей) в основном связан с материальной помощью жителям Крымска после наводнения. Возможно, на рост расходов повлияли и выплаты компенсаций населению Сочи за изымаемые под строительство олимпийских объектов земельные участки.

    Поделиться