На Дальнем Востоке появится нефтегазохимический кластер

В соответствии с планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, подготовленным минэнерго, на Дальнем Востоке должен сформироваться один из шести нефтегазохимических кластеров страны.

До недавнего времени переработкой углеводородного сырья в регионе занимались два завода в Хабаровском крае и один мини-НПЗ на Сахалине. В ближайшие пять лет ситуация кардинально изменится: разворачивается проектирование и строительство ряда высокотехнологичных производств. Это стало возможным благодаря созданию в регионе инфраструктуры для транспортировки углеводородов.

- У государства есть конкретные планы по развитию Дальнего Востока, в первую очередь за счет реализации мегапроектов. Часть их сосредоточена в топливно-энергетическом комплексе. Это дальнейшее развитие сахалинских нефтегазовых проектов, освоение Ковыктинского и Чаяндинского газовых месторождений, строительство газопровода из Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) с присоединением к газопроводу Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Вдоль всей его линии должны появиться газохимические производства, - прокомментировал министр РФ по развитию Дальнего Востока, полномочный представитель президента в ДФО Виктор Ишаев.

Так, в Приморье будут построены мощный комплекс по нефтегазохимии, завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и завод химических удобрений, в Амурской области - газоперерабатывающий и газохимический комплексы. Последний - в 23 километрах от Белогорска: выбор места определялся близостью Транссибирской магистрали, федеральной автодороги "Амур" и аэропорта Украинка.

Сырье для них пойдет с Чаяндинского месторождения по магистральному газопроводу Якутия - Хабаровск - Владивосток мощностью свыше 10 млрд кубометров в год, получившему название "Сила Сибири". Строительство начнется уже в этом году, а завершится в 2017 году. По предварительной оценке, инвестиции в обустройство месторождения и создание газопровода составят соответственно 430 и 770 млрд рублей. Причем планируется также построить железнодорожную ветку Чаянда - Ковыкта (к еще одному крупному месторождению на севере Приангарья).

По мнению Виктора Ишаева, "необходимо построить НПЗ мощностью не менее 10 миллионов тонн на Сахалине, правда, сначала решить вопрос с источниками сырья, поскольку "ресурсы проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" законтрактованы до 2025 года, и разговор идет о "Сахалине-3". Пресс-служба администрации области со ссылкой на губернатора Александра Хорошавина сообщила, что "Газпром" решит вопрос о строительстве НПЗ после получения результатов бурения на проектах компании в 2013 году. Решается вопрос и о третьей очереди завода СПГ в Пригородном. Но все эти проекты - более отдаленная перспектива, а вот строительство уникального производства в Приморье, в районе порта Восточный под Находкой, начнется в третьем квартале 2013 года, когда будут готовы разрешительные документы.

На площади около 600 гектаров разместятся пять крупных технологических объектов и морской терминал. Восточный нефтехимический комплекс обещает стать средоточием самых современных отраслевых технологий - энергоэкономичных, с максимальным выходом готовой продукции. Установка пиролиза мощностью до 1,4 миллиона тонн в год по этилену и более 600 тысяч тонн - по пропилену обещает стать самой мощной крекинг-установкой в мире (на жидком сырье), а в целом Восточная нефтехимическая компания (ВНХК) войдет в тройку крупнейших нефтехимических предприятий.

В 2014 году, в пик строительства, здесь будут одновременно трудиться до 10 тысяч рабочих. Пуск первой очереди запланирован на 2017 год.

На первом этапе здесь будут перерабатывать ежегодно 3,5 миллиона тонн нафты и сжиженных углеводородных газов с НПЗ в Ачинске, Ангарске и Комсомольске-на-Амуре. Номенклатура выпускаемой продукции - полимеры в гранулах (полиэтилен и полипропилен), бензол, олефины, альфа-олефины, моноэтиленгликоль, смолы пиролиза. Около 80 процентов выпускаемой продукции пойдет на внешние рынки.

На втором, в 2018-2019 годах, - 5 миллионов тонн нефти марки vsto, а в номенклатуре выпускаемой продукции появятся бензин, солярка и керосин. Следующим этапом развития ВНХК станет переработка 1,5 миллиона тонн газового конденсата с проекта "Сахалин-3". В сумме это составит 10 миллионов тонн перерабатываемого сырья в год.

Как сообщил генеральный директор "Восточной нефтехимической компании" Юрий Касюк, генподрядчиком выбрана авторитетная иностранная инжиниринговая компания, в подготовке строительства и разработке документации задействовано более 150 российских и иностранных компаний. Он заверил, что к строительству будут привлекаться и предприятия региона, изготавливающие арматуру, кабель, некоторые строительные материалы. Кроме того, "Роснефть" уже заказала на верфях региона несколько бонопоставщиков и буксиров. В перспективе для обслуживания предприятия будет широко привлекаться малый и средний бизнес и, по предварительным оценкам, работой в том или ином виде будут обеспечены 10-15 тысяч человек.

Компания построила дом на 100 квартир для будущих сотрудников и планирует еще один, часть квартир арендует. Идет воспитание будущих кадров: в школах края созданы два специализированных класса с углубленным изучением химии и других профильных дисциплин, заключен договор с Дальневосточным федеральным университетом на подготовку химиков-технологов. По всей стране идет поиск специалистов.

- Социально-экономический эффект от создания в регионе нефтехимического кластера сложно переоценить. Так, бюджет России сформирован из расчета 91 доллар за баррель нефти. Тонна нефти при этом стоит 660-700 долларов, а продукция ее переработки (в частности, пластмасс) - 1200-1500 долларов за тонну. Это позволит уйти от сырьевой модели развития, что важно и для страны, и для Дальнего Востока. Около 80 процентов нефтехимической продукции пойдет на экспорт, а маркетинговые исследования рынков Азиатско-Тихоокеанского региона показали повышенный спрос на нее в Малайзии, Китае, Индии, на Филиппинах, в Индонезии и других азиатских странах. И он сохранится таким минимум до 2025 года. Целесообразность реализации этого проекта еще и в том, что логистика здесь почти "нулевая": рынки сбыта рядом, а транспортировка морем - одна из самых дешевых на сегодняшний день, - заявила "РГ" Тамара Хазова, директор департамента аналитики консалтинговой компании "Альянс Аналитика".