08.04.2013 23:20
    Поделиться

    Социологи выяснили значение школьных уроков для взрослой жизни

    "Да мне эта математика (история, география, физика) после школы никогда в жизни не понадобится!" - любят в сердцах повторять двоечники и троечники. И напрасно.

    Как выяснили социологи, большинству россиян в жизни очень пригодились школьные уроки математики. Более того: есть прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и высокими заработками, карьерными успехами - во взрослой жизни. Таковы данные опроса, проведенного социологами Фонда "Общественное мнение" (ФОМ).

    О том, что любому нормальному человеку надо хорошо знать родной язык и литературу, спорить как-то не принято. Безграмотность у нас не в почете. Прочим наукам повезло меньше - "зачем мне география? Извозчик довезет!" или "в столбик считать не умею - калькулятор куплю". Оказывается, на калькуляторе далеко не уедешь, равно как и на "извозчике". По данным опроса ФОМ, подавляющему большинству россиян - 90 процентам - в жизни очень даже пригодились знания, полученные в школе на уроках математики. Причем занимались люди не из-под палки: эти занятия им, как правило, нравились. Из того, что они проходили в школе, почти всем пригодились навыки устного счета и других базовых арифметических операций. Умение подсчитывать дроби и проценты в повседневной жизни использует больше половины - 53% населения. Знания по геометрии пригодились четверти россиян (а как иначе, например, высчитать число рулонов обоев или линолеума при ремонте, построить на даче теплицу, раскроить ткань и т.п.?). 16% не забыли, для чего нужны уравнения и функции, потому что им эти познания  периодически требуются. 15% "в быту" применяют математические формулы, 9% - тригонометрические категории вроде синусов, косинусов, тангенсов и пр. Знание логарифмов, интегралов или производных практически у всех россиян во взрослой жизни "ушло в пассив" - требуется оно лишь пятерым из ста.

    И все-таки лишь 16% сказали социологам, что школьная программа в старые добрые времена была слишком трудной. 7% назвали ее слишком простой, а почти три четверти (71%) - именно такой, какой и требовалось.

    По воспоминаниям наших сограждан, 30% из них  в школьные годы проявляли склонность именно к математике. Несколько больше было "гуманитариев" (или просто неспособные к точным наукам себе таким образом повышали самооценку) - 37%. Каждый пятый (19%) увлекался естественнонаучными предметами - биологией, химией, физикой.  Каждый десятый честно сказал, что в школе никаких способностей не проявлял вообще (как сказали бы сегодняшние школяры, "тупил и зависал"). Но вне зависимости от способностей, 61% сказал, что уроки математики ему нравились, ненавистников алгебры и геометрии набралось вдвое меньше (31%).

    И вот теперь самое интересное.  Чаще других говорили, что уроки математики им в школе нравились, те россияне, которые сейчас получают высокие зарплаты (свыше 20 тысяч рублей в месяц - 67% против среднего 61%), граждане с высшим образованием вне зависимости от их специальности (73%), а также так называемые "люди-XXI" - продвинутые, обеспеченные, успешные (70%). И наоборот - чаще других не любили математику люди со средним образованием и ниже (38% против среднего 31%), с доходом не выше 4 тысяч рублей (38%). Ну и, естественно, "чистые" гуманитарии (49% математику терпеть не могли).

    К социологам стоит прислушаться тем, кто составляет школьную программу и пытается сделать ее поинтереснее для школяров. По данным опроса ФОМ, каждому пятому (21%) нравилось решать задачи, примеры и уравнения - особенно трудные ("нужно было думать, находить решение, радоваться, что получилось"). 14% "сама наука нравилась", 12% с благодарностью вспомнили учителя - "хорошо преподавал", "справедливые оценки ставил". 8% отметили свои любимые конкретные разделы - геометрию, алгебру, тригонометрию и т.д. Кое-кому даже нравилось "считать в уме"! Но в основном граждане говорили, что уроки математики развивают мышление, логику, "приводят голову в порядок", учат радоваться новым знаниям и преодолевать трудности. Хотя, конечно, прозвучал и голос тех, кого на уроке математике радовал только "звонок на перемену". Но и они чаще держали обиду не на предмет, а на грубого или "странного" учителя, на духоту в классе и т.д. А порой откровенно признавались: учиться им было лень, в школе они были несобранными и не слишком усердными. Какая уж тут математика…

    Зато теперь, когда надо что-то быстро подсчитать в уме, сложить цифры зарплаты и премии в ведомости или проверить магазинный чек - понятно, кто впереди, а кто по-прежнему "на камчатке и с двойкой в дневнике". Что и требовалось доказать.

    Опрос "РГ"
    Поделиться