С этой целью по методике "Георейтинг" фонда "Общественное мнение" в 79 регионах было опрошено более 56 тыс. респондентов. О полученных результатах "РБГ" рассказали зав. лабораторией к.э.н. Владимир Елаховский и научный руководитель лаборатории д.э.н. Александр Чепуренко.
- По какому принципу регионы были разделены на три группы?
Александр Чепуренко: Регионы были разделены на группы с предпринимательским потенциалом выше среднего, средним и ниже среднего.
Владимир Елаховский: Рейтинг производился на основе 13 частных показателей, исчисленных по данным опроса 56,9 тыс. респондентов в 79 субъектах РФ, из них свыше 2,8 тыс. составили лица, находящиеся на разных стадиях предпринимательской активности. Данные показатели определялись в соответствии с методологией международного проекта по исследованию предпринимательства GEM ("Глобальный мониторинг предпринимательства"). Этот набор показателей позволяет выделить три основных компоненты предпринимательского потенциала: склонность к предпринимательской деятельности, возможность занятия предпринимательской деятельностью в регионе проживания, наконец, собственно предпринимательская активность. Затем эти три компоненты были агрегированы в сводный индекс предпринимательского потенциала, который и определил рейтинг регионов в порядке убывания его уровня.
- Рассматривались ли меры поддержки МСБ или их конкретные результаты?
Александр Чепуренко:В рамках нашего проекта проводился опрос представителей взрослого трудоспособного населения относительно намерений респондентов создать новый бизнес, реального участия в бизнесе и причин, по которым респонденты желают (либо отказываются) создавать свое дело. Им предлагалось высказать свое мнение также об условиях для ведения предпринимательства в местности проживания - в этом смысле проводимая политика содействия малому и среднему предпринимательству косвенно учитывалась, конечно, но напрямую ее оценка в рамках такой методики невозможна.
- При исследовании предпринимательского потенциала учитывались ли индивидуальные предприниматели или речь идет только об МСБ?
Александр Чепуренко: Мы принципиально не задавали респондентам вопроса об организационно-правовой форме создаваемого или уже созданного при их участии бизнеса, поскольку наличие таких вопросов в анкете всегда снижает готовность респондентов отвечать на более существенные с нашей точки зрения вопросы.
- Как получилось, что Москва и Московская область оказались в группе с низким предпринимательским потенциалом? Как Татарстан оказался в середине рейтинга, хотя это динамично развивающийся регион?
Владимир Елаховский: Это не совсем так. Группа регионов, в которую попали Москва и Московская область, обладает предпринимательским потенциалом выше среднего. Но в этой группе они далеко не на первых ролях. Вторая группа - регионы со средним уровнем предпринимательского потенциала, а третья группа - регионы с предпринимательским потенциалом ниже среднего, в ней преимущественно оказались регионы европейской части России.
Александр Чепуренко: Не следует ожидать, что обе столицы и ряд других динамичных регионов обязательно окажутся в лидерах. В исследованиях предпринимательства установлено, что, например, мегаполисы, в нашем случае Москва и Московская область, Санкт-Петербург, - с одной стороны, обладают более качественной физической и экономической инфраструктурой для ведения бизнеса. С другой стороны, именно в них концентрируется наибольшее количество уже действующих бизнесов, соответственно, высока конкуренция, что не может не влиять на экономические барьеры для входа на рынок (ставки аренды, уровень зарплаты и т.п.). Наконец, именно в мегаполисах существует множество альтернатив открытия собственного бизнеса - например, работа по найму. Именно это, а не меры политики поддержки МСП со стороны властей, которые ощущают далеко не все МСП и далеко не сразу, влияет на степень готовности населения проявлять предпринимательскую активность.
Что касается Татарстана - как, например, и Калужской области - то экономика этих регионов растет главным образом за счет притока иностранных и отечественных инвестиций в крупный и средний бизнес. Соответственно, создаются предпосылки в первую очередь для улучшения качества и увеличения числа квалифицированных рабочих мест, что также приводит к некоторому снижению предпринимательской активности по сравнению с теми регионами, где такой альтернативы самозанятости нет.
- Какие результаты исследования удивили?
Владимир Елаховский: Самый неожиданный результат заключается в том, что уровень предпринимательской активности в регионах не демонстрирует никакой связи с макроэкономическими показателями (уровнем ВРП, уровнем дохода на душу населения). Значит, уровень предпринимательской активности в подавляющем большинстве регионов настолько низок, что его воздействие на эти показатели незначимо. С другой стороны, верно и обратное: даже высокие макроэкономические показатели могут быть связаны с разными факторами - например, с приходом в регион нескольких очень крупных инвесторов, для которых создаются "тепличные условия", или наличием крупных добывающих предприятий, условия функционирования которых обеспечиваются опять-таки в "ручном" режиме. Но на положении небольшого стартапа это не сказывается.
- Как вы оцениваете состояние предпринимательского потенциала страны?
Александр Чепуренко: В целом он довольно низкий - это показывают данные другого исследования: "Глобального мониторинга предпринимательства": Россия стабильно оказывается в конце списка стран Европы по уровню предпринимательской активности населения. Причин этого много, но основная заключается в том, что в РФ неважный деловой климат: чтобы заниматься предпринимательством, надо или быть очень уверенным в себе и своей бизнес-идее, или обладать железной "крышей", которая защитит от набегов многочисленных контролирующих органов и рейдеров. Это подтверждается данными и других сравнительных проектов изучения предпринимательского климата, индекса экономической свободы и т.п. - напр., Doing business Всемирного банка.
- Будут ли вынесены какие-то рекомендации регионам правительством на основании вашего исследования?
Александр Чепуренко: В заключении нашего отчета сформулирован ряд предложений по выстраиванию более адресной работы с субъектами РФ в зависимости от качества и уровня предпринимательской активности, но все же это - вопрос не к нам.
В пятерку регионов с низким уровнем предпринимательского потенциала вошли Саха (Якутия), Еврейская АО, Дагестан, Калужская область, Северная Осетия - Алания. ТОП-5 субъектов РФ со средним уровнем предпринимательского потенциала составили Смоленская, Сахалинская, Ростовская области, Кабардино-Балкария и Саратовская область. Возглавил группу регионов с высоким уровнем предпринимательского потенциала Краснодарский край, за ним расположились Рязанская область, Чувашия, Курская и Липецкая области.