Есть несколько основных целей, которые мы перед собой ставим. Первая - это добиться того, чтобы у нас на внутреннем рынке продавалась качественная и конкурентная детская продукция, в первую очередь российского производства. Не секрет, что сейчас на российском рынке доминируют импортные товары, их доля колеблется от 60% в сегменте детской косметики и товаров для новорожденных до 90% в сегменте детской обуви, одежды и игрушек. Второй момент - увеличение экспортного потенциала (до 20-30%). У нас есть неплохие детские товары, которые уходят на экспорт. Это головоломки, развивающие игры, изделия народных художественных промыслов. Здесь мы уже конкурируем даже на зарубежных рынках. Но этого мало. Третий момент - это продвижение и создание своих национальных брендов.
Стратегия развития индустрии детских товаров станет концептуальной основой для государственно-частного партнерства, обеспечит согласованность действий органов власти, а также послужит основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития отрасли.
В настоящее время в РФ проживает порядка 30 млн детей и подростков, их потребности в одежде, образовании требуют постоянного удовлетворения. Продукция отрасли имеет устойчивый спрос, она всегда найдет своего клиента.
Тем не менее на долю российских производителей на рынке детской продукции приходится всего 10-12% объема продаж. Цифры небольшие, но в последние годы наше производство действительно растет. У нас уже немало компаний, которые производят детскую одежду и обувь, детские игрушки, печатную продукцию и развивающие игры. Для того чтобы поддержать отечественного производителя, у нас действует широкий спектр мер. Например, на детские товары у нас НДС 10% по всей товаропроводящей сети. Кроме того, у нас есть очень важный механизм, а именно преференции при закупке для государственных нужд. Мы его будем применять не только в легкой промышленности, но и в детской. Считаю, что продукция, закупаемая для садиков и школ, должна быть отечественного производства. Кроме того, мы субсидируем процентную ставку по кредитам на закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение и модернизацию производства предприятий легкой промышленности, вырабатывающих продукцию для детей и будущих мам. Безусловно, борьба за восстановление отечественной индустрии детских товаров - во многом вопрос стратегический. Но мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной его части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия, все то, что определяет будущее поведение взрослого человека. Мы уже не первый год контролируем детские товары на предмет наличия токсичных материалов, вредных красителей и прочее. В этом плане уже удалось избавить детей от ядовитых химических веществ. Однако опасным для ребенка может быть не только химический состав какого-то материала. Не менее важно, как воздействует предмет детского обихода на психику: формой, цветом и, безусловно, содержательной частью.
Вспомните, например, русские сказки. Они определяют понятия добра и зла и обязательное торжество добра, понятия прекрасного и страшного, любви и ненависти, и другие важнейшие категории. Сегодня информационный поток, падающий на детское сознание, состоит отнюдь не из сказок с их законченной нравственной сущностью. А значит, мы должны стремиться через игрушки оказывать здоровое влияние на развивающуюся детскую психику, готовить ее к адаптированному социальному поведению. Детские игрушки, одежда, ее дизайн должны формировать нормальную ориентацию ребенка - личностную, социальную, культурную.
Интервью с президентом Ассоциации индустрии детских товаров Антониной Цицулиной читайте в следующем номере "РБГ".
Рынок игр и игрушек оценивается по итогам 2012 года в 123 млрд рублей, прогноз на 2015 год - 213,8 млрд рублей, т.е. прогнозируемые темпы роста за предстоящие 3 года - 73,8%, или более 22% в год.
Российский производитель вполне конкурентоспособен в производстве игр с образовательной направленностью. Одна пятая экспортируемых игрушек за рубеж - это различные головоломки, включая пазлы, настольные игры и т.п., еще 10-15% экспорта приходится на сборные модели. Поэтому доля российских производителей в сегменте развивающих и обучающих игрушек с каждым годом увеличивается.
Усиливается тенденция доминирования известных брендов, а также увеличиваются объемы продаж лицензионных игрушек, созданных по фильмам, книгам, играм и т.п. Растут потребительские требования к качеству игрушек. На решение о покупке в первую очередь влияет такой фактор как безопасность продукции. Отмечается некоторое ослабление на российском рынке позиций китайских производителей за счет переключения потребителей на более дорогие европейские марки или российские аналоги.
Структура рынка игрушек претерпевает изменения - происходит замещение традиционных игрушек новыми интерактивными играми, ассортимент которых постоянно расширяется.
По оценке Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР), сектор традиционных игрушек за последние 2-3 года потерял до 20% рынка за счет замещения компьютерными и видеоиграми.