Для товаров, ввозимых автотранспортом, ПИ стало обязательным с 17 июня прошлого года. Морские перевозчики пока участвуют в процедуре ПИ на добровольной основе. Сформировать предварительную информацию о морских грузах сложнее, чем о товарах, ввозимых автотранспортом. Если в сфере автоперевозок существует только один субъект, который отправляет предварительную информацию, в процедуре ПИ на море таких субъектов всегда два. Первый - перевозчик, который должен сообщить сведения о ввозимых на территорию ТС товарах. Второй - морской агент. Он встречает груз в порту и формирует данные о судне, судовых припасах и экипаже.
- Информацию от перевозчика и от морского агента необходимо объединить и направить на таможенный пост, - объясняет Екатерина Кочеткова. - Это можно сделать с помощью портала ФТС России. Однако с морскими грузами государственный сервер работает пока в экспериментальном режиме, и у отправителей предварительной информации могут возникнуть определенные сложности с загрузкой данных. Калининградские перевозчики, которые участвуют в эксперименте, и их морские агенты используют специализированную онлайн-систему, разработанную петербургским производителем ПО. С помощью этой системы сведения, поступающие от двух субъектов ПИ, в автоматическом режиме присоединяются друг к другу. Формируется единый пакет, который отправляется на портал ФТС России, а оттуда после проверки - в программный продукт таможенного органа.
Процедура ПИ дает таможенникам временную фору. За несколько часов до прибытия судна в порт начальник таможенного поста может проанализировать предварительную информацию с помощью системы управления рисками, принять решение, выходить ли инспекторам на борт или ограничиться документальным контролем, определиться, необходим ли осмотр отдельных контейнеров с помощью мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, требуется ли проведение ветеринарного, санитарно-карантинного или фитосанитарного контроля. Без процедуры ПИ эти решения таможенники принимают уже после фактической пришвартовки судна, что увеличивает время нахождения корабля в порту.
Эксперименты с ПИ проводятся и в портах Дальнего Востока, Санкт-Петербурга и Мурманской области. "ПИ для грузов, перевозимых морским транспортом, может стать обязательным в ближайшей перспективе, - говорит Кочеткова. - Мы призываем всех морских перевозчиков осваивать новые технологии уже сейчас - это позволит им экономить и свое, и наше время. К тому же в скором времени портал ФТС России модернизируют, и для водных видов транспорта он заработает в полную силу".