Вот министр (глава региона, депутат Госдумы) ступает на сверкающий мраморный пол. Вот он обводит взглядом подвесной потолок со встроенными галогенными светильниками. Вот знакомится с высокотехнологичным оборудованием - линейными ускорителями, гамма-терапевтическими аппаратами, компьютерными томографами, цифровыми маммографами, эндоскопической и эндохирургической техникой. А вот ему демонстрируют оснащенный по последнему слову конференц-зал, где стали возможны медицинские консультации посредством прямых телемостов. Но главными героями сюжета становятся не титулованные экскурсанты. Генеральным объектом зрительского внимания самарское ТВ всякий раз делает саму больницу с ее техническим великолепием. Больницу как совокупность продвинутых технологий мирового уровня.
В какой мере больничная оснащенность влияет на результаты лечения, пусть судят специалисты. Я сейчас о другом. О попытке наполнить понятие "современная медицина" адекватным ему материальным содержанием. Судите сами. Общая площадь Самарского онкодиспансера - 13,5 га. Площадь застройки - более 18 тысяч кв. м. Площадь помещений - 69 тысяч 500 кв. м. Использование современных технологий позволило объединить в одном комплексе диагностику и лечение, поликлинику и стационар. Поликлиника - на 600 посещений в смену. Стационар - на 765 коек. Основные направления деятельности этого медицинского комплекса - диагностика, лечение и профилактика онкологических заболеваний, а также реабилитация больных.
Рассказывает главный врач Самарского областного клинического онкологического диспансера, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Леонид Шаплыгин.
- К вам сюда, вероятно, выстраивается очередь. Лист ожидания длинный?
- Листа ожидания нет. По закону мы обязаны больного госпитализировать, прооперировать и оказать ему помощь в течение месяца. Мы с этим справляемся. У нас нет никаких очередей на диагностические исследования. Есть только небольшая очередь в стационар: неделя, максимум - десять дней. Современное оборудование, вся система лечения позволяют значительно сократить сроки пребывания на больничной койке и увеличить пропускную способность стационара, не нужно долго ждать результатов анализов и обследований. А небольшая очередь, она от того, что люди к нам едут со всей страны - из Москвы, Санкт-Петербурга, с Камчатки, Сахалина...
- Насколько я понимаю, многие приезжают только на обследование. У вас что же, гостиница есть?
- Скоро будет. Мы сейчас строим социальную гостиницу в шаговой доступности от диспансера. Но это не совсем для того, чтобы люди приезжали и здесь останавливались. Гостиница будет использоваться прежде всего для стационарзамещающих технологий. Чтобы пациенты здесь лежали, а лечились в амбулаторном режиме или в дневном стационаре.
Меня водили по территории комплекса как по выставке достижений современной медицины. В отделе лучевой терапии показали, как работает новейший линейный ускоритель. Его действие основано на способности некоторых элементарных частиц убивать раковые клетки. Прежняя технология тоже использовала эту способность, но частицы-убийцы поражали на своем пути и здоровые клетки, вызывая ожоги. Современный аппарат устроен иначе. Элементарные частицы начинают обладать разрушительной силой только в месте их встречи. А пока они движутся, здоровые клетки никакого вреда не испытывают. Место встречи линейный ускоритель обеспечивает максимально точно. Его мишень - опухоль. Принцип воздействия на раковые клетки сопоставим с оптическим прицелом. В процедуре участвуют не только врачи, но и специалисты-физики, которые подбирают оптимальную дозу и время облучения, учитывая врачебные рекомендации. Такой способ лечения на определенных стадиях заболевания довольно эффективен, нередко он заменяет хирургические операции. Специалисты наблюдают за работой линейного ускорителя на специальных мониторах, общение с пациентом осуществляется через громкую связь.
В отделении компьютерной и магниторезонансной томографии мне показали магнитно-резонансный томограф. А в соседнем кабинете я видел, как работает томограф компьютерный. Оба аппарата, как и прочее оборудование, включены в локальную компьютерную сеть. То есть вся диагностическая электронная аппаратура представляет собой единую систему. На компьютерном томографе объемное изображение обследуемого органа выводится на экран уже через несколько секунд. Обработка информации занимает не более 15 минут. Столь высокая скорость обследования в несколько раз уменьшает дозу облучения пациента, а новые приборы позволяют максимально точно определить поврежденный участок ткани.
- Если диагноз ставит аппаратура, то какова тогда роль врача?
- Последнее слово всегда остается за лечащим врачом. И если диагностика проведена на столь совершенном оборудовании, то вероятность ошибки сводится к минимуму. Наш диспансер действительно необычный. По целому ряду показателей мы превосходим многие лечебные учреждения страны. Такого большого онкоцентра нет и в Европе. У нас в стационаре ежегодно лечатся примерно 30 тысяч человек, а в поликлинику приходят в год около 215 тысяч пациентов. Но вы, наверное, обратили внимание: здесь нет людей, которые ходили бы из угла в угол, праздно прогуливались. Потому что мы работаем по современным технологиям: обследуем больных амбулаторно, затем госпитализируем и сразу оперируем. После чего отправляем на реабилитацию.
- По какому принципу вы подбираете медперсонал?
- Мне кажется, сама наша работа отбирает людей, способных ее выполнять. Работать в онкологии очень сложно. К нам приходят не только с физической болью, но и с болью душевной, после тяжелой психологической травмы. Эту травму переносит сам пациент, его родственники, ближайшее окружение. Работать с такими людьми чрезвычайно непросто. Надо обладать большой выдержкой, терпением, серьезными знаниями, навыками, уметь правильно строить разговор. Те, кто этим не обладает, уходят в другие специальности, в другие лечебные учреждения. Поэтому персонал нашего диспансера периодически обновляется, прежде всего - за счет молодежи. В Самаре отличный медицинский университет, и девять его кафедр работают на базе нашего учреждения. В том числе кафедра онкологии. Возглавляет ее профессор Сергей Васильевич Козлов, прекрасный онколог, очень опытный специалист. С его помощью мы отбираем себе специалистов. Постепенно сложилась замечательная команда. У нас работают восемь докторов медицинских наук и около тридцати кандидатов медицинских наук. Такая кадровая оснащенность позволяет нашему диспансеру занимать лидирующие позиции в лечении онкологических заболеваний. Недавно в Милане проходил большой конгресс Европейской ассоциации урологов, в котором участвовало более 20 тысяч человек. И на этом конгрессе доклад нашего врача, доктора медицинских наук Вячеслава Александровича Соловова был признан лучшим. Доклад был посвящен весьма актуальной проблеме - лечению рака предстательной железы. У нас много замечательных врачей, мой заместитель, кандидат медицинских наук Михаил Олегович Воздвиженский выполняет уникальные операции на печени, и с очень хорошим результатом. У нас есть рентгено-хирургическое отделение, где мы лечим тяжелых больных. Даже при метастазах в мозг, кости, легкие, забрюшинное пространство выполняем операции и разрушаем эти метастазы. Подводим к ним через сосуды лекарственные вещества. Эти методы используются далеко не во всех лечебных учреждениях. Как видите, серьезные достижения в медицинской науке и практике возможны не только в столицах.
- Мне рассказывали, что для стационара были сначала спроектированы одноместные палаты. Но, оказалось, нужны и двухместные, и даже палаты на троих. Люди не хотят оставаться наедине со своей болезнью. Они нуждаются в общении. Во взаимной поддержке. В разговорах, уводящих от тяжелых мыслей. У вас есть психотерапевтическая служба?
- У нас есть отделение реабилитации, где практикуются самые современные, в чем-то даже удивительные методы долечивания. Например, музыкальная терапия. Ее проводит Вячеслав Куй-Беда. Он кандидат медицинских наук, но имеет еще и музыкальное образование. Очень интересный человек. Его работы неоднократно побеждали на международных конкурсах. Он убежден, что, правильно подбирая музыку для пациента, можно его скорее поставить на ноги. Беседуя с больным, перенесшим тяжелую операцию, Вячеслав Юрьевич обязательно использует музыкальный фон, который создает определенное настроение. Врач замечательный, больные стремятся к нему попасть.
Медицинский комплекс такого уровня не может существовать без широкой инфраструктуры. И она здесь имеется. Причем такая, что иногда кажется: отключи онкодиспансер от связи с внешним миром - ни врачи, ни больные этого и не почувствуют. Потому что все тут свое: станции холодного, горячего и противопожарного водоснабжения, станция медицинских газов, компрессорная, пневмопочта, трансформаторные подстанции, энергоблок, котельная, станция кислорода, резервур запаса воды и дизельного топлива, водопровод, бытовая и ливневая канализация с очистными сооружениями, радиосвязь, газопровод... Смонтирован и автономный газогенератор. Он обеспечит аварийное питание на случай перепадов электроэнергии. Современная медицинская техника таких перепадов не любит, переносит их болезненно, но теперь она застрахована от подобных сюрпризов.
- Каковы расходы на содержание технических служб?
- Они внушительны. Но эти расходы окупаются бесперебойной работой всех подразделений нашего обширного хозяйства. Сами понимаете, внезапное отключение электричества может привести к сбою в работе, поломке дорогостоящей техники, не говоря уже о том, какому риску подвергаются пациенты. Поэтому у нас своя электростанция, свой "завод" по добыче и хранению воды, по выработке и производству холода, свой "завод" по выработке тепла, своя стерилизационная, которая занимается обеззараживанием всего и вся, что соприкасается с больными. Имеется также своя прачечная. Мы считаем, что наши пациенты лечатся в безопасной среде.
Современный онкологической центр потребовался Самарской области прежде всего потому, что не отличался "здоровьем" местный онкодиспансер. Он находился в бывшей прицерковной больнице, построенной в 1906 году. Это было ветхое здание с деревянными перекрытиями и провалившимися полами. Больные лежали не только в палатах, но и в коридорах. Диспансер ежедневно принимал на 200 человек больше положенной нормы. В кабинетах, куда едва могли втиснуться 5 человек, одновременно вели прием несколько врачей. А в регистратуру, способную вместить не более 30 посетителей, набивалось до 250 больных и их родственников. Так что решение строить современный онкоцентр власти Самарской области приняли без колебаний.
Потребность в новейшем онкологическом центре была обусловлена и печальной статистикой. Более 10 тысячам человек здесь ежегодно ставится диагноз "злокачественное новообразование". Ежедневно выявляются 32 новых пациента, и сегодня их более 70 тысяч. Каждый 58-й житель области страдает или переболел онкологической болезнью. Причина столь широкой предрасположенности к раку - густая концентрация в самарском регионе нефтегазодобывающих и перерабатывающих производств, предприятий химической промышленности.
- Какие из онкологических заболеваний наиболее распространены в Самарской области?
- На первом месте - заболевание кожи. Далее следуют злокачественные новообразования легких, молочной железы, желудка, толстой кишки. По данным ВОЗ, к 2020 году количество онкозаболеваний в мире увеличится на 50 процентов, а к 2030-му чуть ли не вдвое.
- Этому есть основная причина?
- Рак - многопричинное заболевание. Оно возникает от разных причин: неправильный образ жизни, плохая экология, стрессы, вредности на производстве... По статистике заболеваемость раком в Самарской области выше, чем в среднем по России. Но это, я думаю, не оттого, что у нас абсолютные цифры столь высоки, а оттого, что мы стали лучше работать - эффективнее выявляем больных.
- Рак поддается профилактике?
- Профилактике поддается любое заболевание, рак - тоже
- Каким образом?
- Рак - заболевание, до которого может дожить любой человек. Но желательно, чтобы это произошло лет в сто - не раньше. Мы сейчас пытаемся добиться, чтобы рак не развивался в молодом возрасте, что, к сожалению, уже не редкость. Да, смертность надо снижать, но прежде всего - от инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций, алкоголизма, заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Что касается онкологии, то она стоит особняком в причинно-управляемой смертности, и задача онкологов - заниматься профилактикой. В нашем диспансере - впервые в России - создано отделение медицинской профилактики онкозаболеваний. Там работают высококлассные врачи, которые ежедневно выезжают в научные, лечебные, общеобразовательные учреждения и популяризируют здоровый образ жизни, рассказывают, как заниматься профилактикой онкозаболеваний.
- Почему онкозаболевания диагностируют, как правило, на поздней стадии, когда ничего уже сделать нельзя?
- Я не сказал бы "как правило". В нашей области более чем в половине случаев рак диагностируется на ранних стадиях заболевания.
- Для этого надо, чтобы каждый регулярно проходил профилактический осмотр. Но мы же невнимательно относимся к своему здоровью.
- К сожалению, это так. Поэтому 47 процентов заболеваний мы выявляем на поздних стадиях. Иногда это типичное течение болезни, иногда - невнимательное отношение пациента к своему состоянию здоровья. Бывает, у человека рак наружной локализации (скажем, рак кожи или языка), очевидный и ему самому, и его родственникам, а человек приходит к нам в третьей-четвертой стадии заболевания. И тогда очень трудно, подчас невозможно ему помочь
- Едва ли не в каждой онкологической клинике можно увидеть плакат: "Рак - самое излечиваемое из всех хронических заболеваний". Надо ли так приукрашивать печальную реальность?
- Поверьте, при раннем выявлении рак излечим. В его лечении можно использовать множество методов. Искусство врача состоит в том, чтобы для каждого пациента выбрать те методы лечения, которые помогут ему. При лечении рака у врачей возможностей гораздо больше, чем при лечении тяжелых, смертельных заболеваний, например, чумы или проказы, которые текут молниеносно и почти не оставляют шансов на выздоровление. Даже очень тяжелым онкологическим пациентам мы стараемся серьезно помогать, стремимся облегчить их страдание и продлить жизнь.
...Этот онкологический диспансер расположен по адресу: Солнечная, 50. Название улицы, где прописалось новое лечебное учреждение Самарской области, исполнено двоякой символики. Во-первых, оно словно включает свет надежды, пробуждая веру в благоприятный исход. Во-вторых, избавляет от мрачного взгляда и на отечественную медицину, заставляя поверить, что она тоже не безнадежна.
Справка "РГ"
Самарский онкологический диспансер - это больничный комплекс. Он состоит из поликлиники на 600 посещений в день, 37 лечебно-диагностических отделений, круглосуточного стационара на 675 коек, операционного блока, где выполняется ежедневно до 60 операций. Ежегодно в диспансере получают лечение более 18 тысяч человек, выполняется до 13 тысяч оперативных вмешательств.
Диспансер оснащен линейными ускорителями, рентгеновским симулятором, аппаратом ортовольтной терапии, ангиографическим комплексом, компьютерными и магнитно-резонансными томографами, рентгеновскими установками, гамма-диагностическими камерами ведущих мировых производителей медицинской техники, ультразвуковыми аппаратами экспертного класса, эндоскопическим и эндовидеохирургическим оборудованием. В диспансере создана единая компьютерная сеть для амбулаторно-диагностических отделений и стационара.
Врачи диспансера активно работают во многих профессиональных российских и международных обществах и ассоциациях: Российском онкологическом, Европейском (ESMO), Американском (ASCO) обществах онкологов и многих других.
Последнее слово всегда остается за лечащим врачом.