В соответствии с законом о ФКС закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений или в строго определенных законом случаях у единственного поставщика. Создается единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Эта информация станет общедоступной. Закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В отличие от действующего законодательства, ФКС предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок и контроля их эффективности.
По словам министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, новая система предъявляет новые требования к заказчикам и поставщикам товаров и услуг: "ФКС охватывает весь жизненный цикл заказа, от планирования до исполнения. Также появляется гораздо больше возможностей по отбору поставщика, внедряются очень жесткие системы контроля, в том числе и финансового".
Власти убеждены, что реализация закона о ФКС позволит сократить коррупцию в сфере госзакупок. "Если все нормы закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможны, - считает Андрей Белоусов. - Сейчас около 39% госзакупок, а это 2,8 трлн рублей ежегодно, осуществляется у единого поставщика, а значит, конкуренция отсутствует. При этом в Москве, которая фактически внедрила систему госзакупок, которую предусматривает закон о ФКС, в первом квартале 2013 года у единственного поставщика было осуществлено всего 19% закупок".
Успех новой системы будет зависеть от того, в какой форме будут приняты нормативные акты, связанные с законом о ФКС. По словам Белоусова, всего предстоит принять более 60 нормативных актов за три года, до конца этого года должно быть разработано и принято 37 нормативно-правовых актов. "Главной проблемой будет не разработка, а принятие этих документов. Потому что за каждым стоят чьи-то реальные интересы и лоббистские группировки. Важно, чтобы после вступления в силу НПА концепция закона не изменилась", - отметил министр.
Закон также предусматривает антидемпинговые меры. "Проблема демпинга действительно существует. В заказах хотят принимать участие компании, не обладающие необходимыми компетенциями. Часто это происходит в сфере НИОКР или закупках инновационной продукции. Такие компании выигрывают конкурсы и дальше сами же идут к производителям, получая соответствующую маржу за свое посредничество. Сейчас в контрактной системе выставлена оборона. У нас по НИОКРам и высокотехнологичной продукции существенно повышен удельный вес критериев качества продукции. Мы ограничиваем возможность манипулирования ценой на стадии закупок. Кроме того, в некоторых случаях введена возможность предквалификации. Это позволяет поставить фильтр, который не допустит к участию в конкурсах компании, не имеющие компетенций по производству соответствующей продукции", - сообщил Андрей Белоусов.
По мнению руководителя ФАС Игоря Артемьева, принятие прозрачных норм в сфере госзакупок может быть встречено сопротивлением и критикой со стороны лоббистов и чиновников, не заинтересованных в этом процессе. "Тем не менее если система заработает, то в ближайшие годы мы станем первыми в мире по системе организации госзакупок, внедрению инфокоммуникаций в эту сферу и противодействию коррупции", - считает он.
"Сегодня подавляющее большинство конкурсов проводится не справедливо, а с заранее известным победителем. Формула расчета победителей на конкурсах также способствует коррупции. Ее нужно менять, - объяснил журналистам руководитель ФАС. - А вот электронными аукционами сложно манипулировать, поэтому за ними будущее. Когда-нибудь все госзакупки перейдут в онлайн. Участники электронных аукционов шифруются, и подрядчик или мошенники даже не знают, кто стоит за каждым номером. Поэтому победитель даже для заказчика до второй стадии остается неизвестен. Анонимность торгов обеспечивает и безопасность участников, и резкое уменьшение коррупционного потенциала. Сейчас мы обсуждаем вопрос о том, чтобы помимо электронных аукционов ввести и электронные конкурсы. В Южной Корее такая система была внедрена три года назад и сейчас успешно работает".
Государственным заказчикам придется привыкать к тому, что крупные контракты будут выноситься на общественные слушания, общественные организации получат право задавать вопросы о ходе выполнения контрактов и жаловаться в суд. Эксперты убеждены, что поставщиков, если они привыкли соблюдать требования 94-ФЗ, контрактная система затронет в меньшей степени. Элементы ФКС уже введены в некоторых регионах. А полное тестирование контрактной системы пройдет уже в этом году в Алтайском крае.
Представители делового сообщества поддержали введение ФКС. "Система дополнена важными элементами, среди которых возможность выбора разных закупочных моделей. Регулируется не только этап размещения заказа, но и весь закупочный цикл. Важным для бизнеса является этап планирования госзакупок. Знание о том, что в будущем будут закупать госкомпании, является стимулом к развитию рынка и оптимизации инвестиционной деятельности, - отметил президент "Деловой России" Александр Галушка. - Сейчас госзакупки составляют около 20% от всего ВВП страны. Это колоссальный ресурс для планирования бизнеса".
По словам Андрея Белоусова, по поручению президента РФ была разработана дорожная карта по развитию конкуренции, в которой будет решаться проблема доступа МСБ к госзаказу. "В дорожной карте есть раздел по развитию конкуренции при осуществлении госзакупок. До мая 2014 года должен быть сформулирован механизм общественного обсуждения целесообразности и обоснованности закупок. Должна быть создана программа мониторинга деятельности госкомпаний, - рассказал Александр Галушка. - Также в течение года должен быть отлажен механизм регулирования конфликтов интересов в системе госзакупок, а Счетная палата получит полномочия по аудиту результатов госзакупок".